Школьник не сосуд. Знаниями не наполнишь.

Печать

Каждую субботу начальник отдела по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов областной прокуратуры Ольга Анатольевна Загвязинская  начинает свой рабочий день с урока правоведения в старших классах гимназии Российской культуры.

- Недавно я смотрела видеозапись. Это был заключительный урок по итогам первого полугодия, конкурс кроссвордов, который традиционно  проходит у нас накануне Нового года. Согласитесь, старшеклассникам гораздо интереснее принять участие в творческом состязании ума и эрудиции, чем писать по пройденному материалу скучную контрольную работу или оформлять официальный тест. Кроссворд может быть любым по оформлению, составлен индивидуально или группой гимназистов, но обязательно должен быть представлен. Причем как можно оригинальнее, в «сопровождении» стихотворений, танцев, песен и так далее. Но вопросы опять-таки в обязательном порядке должны быть с учетом пройденного материала, а «разбавить» разрешается обществознанием, историей, экономикой и другими дисциплинами. И понятно, конечно, что без личной позиции  при выполнении конкурсного задания просто не обойтись. Например, стихотворения ребят бывают не совсем складные, но убеждения-то налицо даже в нескольких  строчках:

«Право с нами - оно защитит.

Право – это своеобразный щит.

 Всегда оно нам поможет,

 Если кто-то потревожит…»

 А сколько фантазии и выдумки  учащиеся проявляют! Кроссворды представляются то в виде разгорающегося костра, если ответишь на вопросы и отогнешь до конца ватман с заданием, а то в виде брелочка с золотой каемочкой, в центре которого настоящий ребус для интеллектуалов. Разгадывает вся аудитория, тем самым демонстрируя свои знания. А победителей отбирает взыскательное жюри, состоящее как из учителей, так и из учащихся. Призовые мета в этом конкурсе, как правило, для ребят не важны, успех-то все равно общим получается, оценки лишь могут разниться. Нынче, к слову сказать, нам испекли  три огромных торта и угощались ими не только призеры конкурса,  с избытком хватило и участникам, и гостям.

 А во втором полугодии мы уже не раз проводили деловую игру. Обычно она проходит в виде гражданского судебного процесса. Жизненную ситуацию ребята выбирают сами, сами ее и обыгрывают. Чаще «лишают» родительских прав алкоголиков и наркоманов, но не исключены и другие правовые аспекты. Разносторонности своих учеников я давно уже не удивляюсь, потому, как большинство уроков у нас проходит творчески, с размышлениями и правовыми комментариями.

 …Десятиклассники  предложили однажды поговорить о наркомании. Интересный и полезный разговор получился. Более того, мнения, высказанные ребятами в процессе обсуждения этой проблемы, меня заставили  задуматься. Гимназисты аргументировано  и основательно доказали на том уроке, что их сверстники, 16-17-летние ребята из вполне благополучных семей, наркотики начинают употреблять зачастую потому, что родители не обращают внимание даже не столько на них самих, как на их успехи! Привыкают мамы и папы, что дети замечательно учатся, занимаются спортом, танцами и другими полезными делами и просто-напросто перестают  замечать их маленькие победы и достижения даже над самими собой. И тогда дети вынужденно становятся плохими… Думаю, изрядная  доля истины в рассуждениях  гимназистов есть, потому как на следующем уроке с их доводами согласились и одиннадцатиклассники.

И как знать, не под воздействием ли этих рассуждений мы в прокуратуре  активнее стали применять статью 5. 35  нового Административного кодекса об ответственности родителей за ненадлежащее воспитание своих детей. Чрезмерная  загруженность, обеспокоенность хлебом насущным – заурядное явление нашей жизни. Ребенок начинает школу прогуливать, хулиганить, сквернословить – цепочка проступков растет. Раньше это и с рук могло сойти. С введением кодекса только за последние несколько месяцев по постановлению прокурора к ответственности за ненадлежащее воспитание детей привлечены 449 родителей. Мы выступили с этой проблемой на парламентских слушаниях, сейчас готовим материал для российской парламентской газеты – надеемся, что наш опыт привлечет внимание России.

…Да, иногда в субботу хочется отдохнуть от прокурорских забот и разговоров. Но приходишь на урок, видишь неподдельный интерес в глазах гимназистов и включаешься в работу. Ведь давно подмечено, что школьники – это не сосуд, который необходимо наполнить. Это – светоч, который надо зажечь.

Материал также был опубликован на страницах книги «Нам 10 лет. Прошлое, настоящее, будущее»,изданной Тюменским государственным институтом мировой экономики, управления и права в 2003 году.

P.S. Интересно как сложилась судьба  выпускников гимназии 2000-2005 года? О некоторых из Вас, дорогие мои, информация есть. Вы иногда  выходите на связь или просто уже заметны в своей профессии… Может быть вспомним наши уроки и дадим предложения по совершенствованию  сайта, ведь скоро в школу пойдут ваши дети, как важно вовремя научить их уважению к закону… 


                                                Татьяна Поваренкина

 «Тюменские известия», 2003 год