Законодатель в настоящее время реально уменьшил ряд административных барьеров, приняв соответствующие поправки в федеральные законы. Знание о таких нововведениях позволит многим категориям предпринимателей снизить временные и материальные затраты.
Целью настоящего комментария является разъяснение современных требований закона к предоставлению организациями и индивидуальными предпринимателями в территориальные органы Ростехнадзора документации об отходах.
Ранее индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны были на основании пункта 3 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ в редакции от 08.11.2008 "Об отходах производства и потребления" разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и утверждать их в Ростехнадзоре.
Установленная законом обязанность считалась со стороны предпринимателя или организации выполненной при условии наличия официального разрешительного документа территориального органа Ростехнадзора.
С 01.07.2009 указанная статья действует в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
На основании пункта 3 ст. 18 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" в действующей редакции субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, освобождены от разработки проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и утверждения этих документов в территориальных органах Ростехнадзора.
Государство заменило разрешительный порядок на уведомительный.
Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, должны представить отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Порядок представления такой отчетности и требования к ее содержанию определены в Приказе Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.02.2010 N 30 "Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)".
В частности, отчетность представляется отчитывающимся субъектом малого и среднего предпринимательства непосредственно в соответствующий территориальный орган Ростехнадзора или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении.
Таким образом, необязательно тратить время на личную передачу чиновникам Ростехнадзора документов Отчетности, достаточно направить ее, с соблюдением установленных в приказе Минприроды от 16.02.2010 № 30 требований, по почте.
Датой представления Отчетности считается отметка территориального органа Ростехнадзора о ее получении с указанием даты или дата почтового отправления.
В настоящее время в соответствии с требованиями законодательства на официальном сайте Ростехнадзора в сети Интернет www.gosnadzor.ru для свободного и бесплатного доступа опубликована электронная версия оформления Отчетности и программное обеспечение для ее формирования.
Согласно пункту 8 вышеназванного Приказа Отчетность должна включать:
1) общие сведения об отчитывающемся субъекте малого и среднего предпринимательства;
2) баланс масс образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, полученных от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или физических лиц, размещенных отходов за отчетный период;
3) сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, которым в отчетном периоде были переданы отходы;
4) приложения.
В Тюменской области по результатам проверки исполнения законодательства в сфере обращения отходов прокуратурой области в 4 квартале 2009 года в Северо-Уральское управление Ростехнадзора было внесено представление, в котором имеется требование об исключении случаев установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение субъектам малого и среднего предпринимательства, перехода на уведомительный порядок.
P.S. К субъектам малого и среднего предпринимательства на основании ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов;
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;
3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
Старший прокурор отдела по надзору
за соблюдением федерального законодательства
прокуратуры Тюменской области
советник юстиции О.М. Копьева
18 Июль 2010
Уменьшение объема документации, представляемой субъектами малого и среднего бизнеса в органы государственной власти, возможно при условии грамотного подхода руководителя к этому вопросу.
Законодатель в настоящее время реально уменьшил ряд административных барьеров, приняв соответствующие поправки в федеральные законы. Знание о таких нововведениях позволит многим категориям предпринимателей снизить временные и материальные затраты.

Ранее индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны были на основании пункта 3 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ в редакции от 08.11.2008 "Об отходах производства и потребления" разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и утверждать их в Ростехнадзоре.
Установленная законом обязанность считалась со стороны предпринимателя или организации выполненной при условии наличия официального разрешительного документа территориального органа Ростехнадзора.
С 01.07.2009 указанная статья действует в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
На основании пункта 3 ст. 18 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" в действующей редакции субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, освобождены от разработки проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и утверждения этих документов в территориальных органах Ростехнадзора.
Государство заменило разрешительный порядок на уведомительный.
Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, должны представить отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Порядок представления такой отчетности и требования к ее содержанию определены в Приказе Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.02.2010 N 30 "Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)".
В частности, отчетность представляется отчитывающимся субъектом малого и среднего предпринимательства непосредственно в соответствующий территориальный орган Ростехнадзора или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении.
Таким образом, необязательно тратить время на личную передачу чиновникам Ростехнадзора документов Отчетности, достаточно направить ее, с соблюдением установленных в приказе Минприроды от 16.02.2010 № 30 требований, по почте.
Датой представления Отчетности считается отметка территориального органа Ростехнадзора о ее получении с указанием даты или дата почтового отправления.
В настоящее время в соответствии с требованиями законодательства на официальном сайте Ростехнадзора в сети Интернет www.gosnadzor.ru для свободного и бесплатного доступа опубликована электронная версия оформления Отчетности и программное обеспечение для ее формирования.
Согласно пункту 8 вышеназванного Приказа Отчетность должна включать:
1) общие сведения об отчитывающемся субъекте малого и среднего предпринимательства;
2) баланс масс образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, полученных от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или физических лиц, размещенных отходов за отчетный период;
3) сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, которым в отчетном периоде были переданы отходы;
4) приложения.
В Тюменской области по результатам проверки исполнения законодательства в сфере обращения отходов прокуратурой области в 4 квартале 2009 года в Северо-Уральское управление Ростехнадзора было внесено представление, в котором имеется требование об исключении случаев установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение субъектам малого и среднего предпринимательства, перехода на уведомительный порядок.
P.S. К субъектам малого и среднего предпринимательства на основании ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов;
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;
3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
Старший прокурор отдела по надзору
за соблюдением федерального законодательства
прокуратуры Тюменской области
советник юстиции О.М. Копьева