Для того, чтобы граждане на практике воспользовались указанной нормой административного закона и обратились к
прокурору за защитой своих
прав необходимо знать само законодательство России о порядке рассмотрения заявлений и обращений граждан.
Поскольку
прокурорская практика по данному закону еще только-только складывается, мы решили вернуться к теме и более подробно рассказать вам о самом порядке рассмотрения обращений.
ПРАВО НА ОБРАЩЕНИЕПраво гражданина написать обращение, жалобу, заявление в органы власти и местного самоуправления вытекает из текста российской Конституции и ей гарантируется. Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.
Никого нельзя ограничивать или заставить подать в установленном порядке обращение. Свое
право каждый из нас реализует свободно и добровольно. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.
Четкий порядок рассмотрения обращений граждан установлен одноименным Федеральным законом («О порядке разрешения обращений граждан Российской Федерации») №59-ФЗ от 02.05.2006 года, с последующими изменениями, последние из которых от 27.07.2010 года).
ТРЕБОВАНИЯ К ПИСЬМЕННОМУ ОБРАЩЕНИЮОни установлены статьей 7 названного Федерального закона. Давайте вместе их перечислим.
Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица (в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов), а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату; в случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.
В обращении в форме электронного документа гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме.
ПРАВА ГРАЖДАНИНА ПРИ РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯПри рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет
право:
1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;
2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает
права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;
4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.
ОБЯЗАННОСТИ ЛИЦ, РАССМАТРИВАЮЩИХ ОБРАЩЕНИЕНачнем с того, что в силу статьи 9 Федерального закона № 59-ФЗ, все обращения, поступающие в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежат обязательному рассмотрению.
В соответствии с требованиями статьи 10 Федерального закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:
1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;
2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
4) дает письменный
ответ по существу поставленных в обращении
вопросов, за исключением случаев, указанных в ст.11 настоящего Федерального закона;
5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.
Ответ на обращение, поступившее в форме электронного документа, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении.
ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ОБРАЩЕНИЙСтатьей 11 Федерального закона №59-ФЗ определен порядок рассмотрения отдельных обращений.
Например, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии (подчеркнем любом противоправном деянии, например, об административном правонарушении), а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.
Обращение, в котором обжалуется судебное решение, в течение семи дней со дня регистрации возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.
ЕСЛИ ОБРАЩЕНИЕ НЕЦЕНЗУРНОГосударственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.
ЕСЛИ ОБРАЩЕНИЕ НЕЛЬЗЯ ПРОЧИТАТЬЕсли текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
ЕСЛИ ОБРАЩЕНИЕ НЕОДНОКРАТНО РАНЕЕ РАССМАТРИВАЛОСЬВ том случае, если в письменном обращении гражданина содержится
вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.
ЕСЛИ ОТВЕТ НА ОБРАЩЕНИЕ РАЗГЛАСИТ ТАЙНУЕсли ответ по существу поставленного в обращении
вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, заявителю сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем
вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.
При этом надо помнить о том, что если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, гражданин вправе вновь направить обращение в соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления или соответствующему должностному лицу.
СРОКИ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЯПисьменное обращение рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации. Это общий срок.
В исключительных случаях срок рассмотрения обращения может подлежать продлению не более чем на 30 дней с соответствующим уведомлением об этом заявителя.
ОБРАЩЕНИЕ НА ЛИЧНОМ ПРИЕМЕФедеральным законом предусмотрена форма обращения граждан на личном приеме в государственных органах, органах местного самоуправления их руководителями и уполномоченными на то лицами. При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность.
Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
ВОЗМЕЩЕНИЕ УБЫТКОВ И КОМПЕНСАЦИЯ МОРАЛЬНОГО ВРЕДАГражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.
В свою очередь, если гражданин при направлении обращения злоупотребил своим правом, указал в обращении заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с рассмотрением обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом, могут быть взысканы с данного гражданина по решению суда.
БЕЗОПАСНОСТЬ ГРАЖДАНИНА В СВЯЗИ С ЕГО ОБРАЩЕНИЕМСтатьей 6 Федерального закона предусмотрены гарантии безопасности гражданина в связи с его обращением.
Так, запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц.
При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. При этом, не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Одной из гарантий безопасности заявителя является предусмотренный законодательством запрет - направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие), которых обжалуется.
Впереди выборы. Как правило, в этот период времени всегда повышается активность граждан, она выражается и в том, что перед органами власти и местного самоуправления четко, а порой и остро ставятся наболевшие вопросы. Важно услышать друг друга и действовать в точном соответствии с
законом, проявляя
правовую культуру.
До свидания, до новых встреч на портале
КУЛЬТУРА – ПРАВА.РФ!