Пульс закона


Эпоха Петра I

Печать
"Эпоха Петра I вызывает неизменный интерес ученных и любителей истории во всем мире. Царь-реформатор, блестящий политик и полководец, сильный и мужественный человек он многое сделал для того, чтобы России стала могущественной державой с мощным флотом, развитой промышленностью и культурой."  В.В.Путин.

300 лет назад для России началось новое время – эпоха Петра I, великие преобразования которого вознесли на высшую ступень славу русского народа. Петр I оставил после себя огромную Российскую империю, с которой пришлось считаться всем государствам Европы.

Петр I оставил нам огромное духовное и материальное наследство. Одних только указов, собственноручно написанных царем, насчитывается несколько тысяч. Кроме того, царь вел обширную переписку со своими друзьями и знакомыми, чертил карты и схемы, писал проекты регламентов и уставов, вносил правку в большинство государственных документов.Эпоха Петра I вызывает неизменный интерес ученных и любителей истории во всем мире

Пожалуй, самые точные слова о жизни и деятельности  Петра I нашел А.С.Пушкин:
 
« …То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник…»


Мы, учитывая специфику нашего портала, поговорим о петровских реформах центрального управления. Приказах и коллегиях.

Приказная система Московского государства возникла в первой половине16 века. Она выросла из великокняжеского двора и органично впитала все его особенности. Первоначально под приказами понимались разовые поручения отдельным лицам, постепенно перераставшие в постоянные обязанности. Своего расцвета приказная система достигла в 17 веке. В то время она полностью отвечала всем потребностям государства и обладала значительным запасом прочности, что позволило ей безболезненно пережить Смутное время. Вместе с тем, к концу столетия становятся очевидны ее недостатки: неповоротливость в решениях, требовавших ответственности и оперативности, запутанность в обязанностях, совмещение в одних приказах функций из разных областей права, невозможность быстрого восполнения нужды в денежных средствах.

Петр постепенно лишал приказы ряда важнейших функций, передавая их новым канцеляриям, обладавшим большей гибкостью. Еще в 1712 году он задумался об отраслевой реформе управления. Однако всерьез начал осуществлять реформы монарх только с 1715 года. В этом году начинает функционировать и первое учреждение нового типа – Коммерц-коллегия.

В 1718 году  Петр I решил завершить формирование гражданских институтов власти. Новый этап проведения реформ был тщательно спланирован и более успешен. В итоге, к 1725 году насчитывалось 11 коллегий. Три наиболее важные – Военная, Адмиралтейская и Иностранная получили названия «первейшие».

Структура и функции коллегий вплоть до организации делопроизводства, процедуры заседаний были подробно разработаны в Генеральном регламенте 1720 года и в регламентах отдельных коллегий. Причем тексты регламентов в большинстве случаев царь писал собственноручно. Как видите, регламентировать в России деятельность  министерств и ведомств дело не новое.

Важнейшим принципом управления становилась строгая подчиненность в иерархической лестнице учреждений. Все указы, предписания, директивы осуществлялись только в письменной форме, «ибо как в Сенате, так и в коллегиях словесные указы никогда отправляемыми быть не надлежат». Любой документ обязательно ставился на учет и непрерывно подвергался контролю при следовании  по всем бюрократическим инстанциям. Петр точно знал, что часто из-за бумажной волокиты страдает дело, поэтому он боролся с этим всю жизнь.      

Обязанности по всей бумажной работе выполняли технические исполнители -  секретарь, нотариус, актуариус и регистратор. Кроме того, были копиисты, переписывающие все исходящие бумаги набело.

Вся служба в коллегии строго регламентировалась в Генеральном регламенте. Точно указывалось время начала и окончания заседаний, недельный и годовой график работы, порядок  выступлений и многое другое. Небезынтересно будет узнать, что стандартный рабочий день длился  пять часов, однако при необходимости он мог возрастать до полусуток. Заседания проходили по понедельникам, вторникам, средам, пятницам и субботам. В году предполагался один четырехнедельный отпуск.

Сохранившиеся исторические документы того времени донесли до нас информацию о реальном исполнении изданных предписаний.

Из отчетов, составлявшихся надзиравшими за коллегиями фискалами, а затем прокурорами, мы узнаем, что многие члены присутствий систематически уклонялись от исполнения своих обязанностей – пропускали присутствия, опаздывали к их началу, раньше времени уходили с рабочего места, нарушали правила рассмотрения дел. Постоянным бичом русской бюрократической машины были взяточничество и казнокрадство (по нашему современному коррупция). Петр всеми силами пытался бороться с этим злом, часто не останавливаясь перед жесточайшими мерами. С целью усиления надзора и контроля им и был создан институт прокуратуры.  

Специально для портала КУЛЬТУРА-ПРАВА.РФ на основе материалов исторической литературы и альбомов о Петре I. 

                                                                                               До свидания, до новых  встреч.
Интересная статья? Поделитесь с другими: