Д.И.Писарев об учителе

Печать

Повторять слова учителя – не значит быть его продолжателем. Надо понимать ту цель, к которой  шел учитель. Идя к известной цели, учитель произносил известные слова. В ту минуту, когда эти слова произносились, они действительно подвигали людей вперед к предложенной цели. Но когда эти слова уже подействовали, когда люди, подчиняясь их влиянию сделали несколько шагов вперед, тогда все положение вопроса обрисовывается иначе, тогда произнесенные слова теряют свою двигательную силу и, следовательно, перестают быть уместными, полезными и целесообразными. Тогда надо произносить новые слова, применяя их к новым потребностям времени; эти новые слова могут находиться в резком разногласии со старыми словами и это разногласие несколько не мешает ни тем, ни другим быт одинаково верными выражениями одной и той же основной тенденции.