Пульс закона


ПРО ПРОВЕРКИ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Печать
В Минюсте 20.10. 2011 года за № 22094 зарегистрирован Приказ Минэкономразвития РФ от 30.06.2011 № 318 «Об утверждении административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии проведения проверок при осуществлении государственного земельного контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Приказ принят в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, Указом Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457.

Данный приказ начал действовать с 11.11.2011 года

Приказ для субъектов предпринимательской деятельности честно сказать и для самих проверяющих долгожданный, ведь именно в сфере земельных отношений оставалось «белое пятно», было до конца не ясно как организовывать проверки.

ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА

Проверки должностными лицами Росреестра соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями земельного законодательства могут проводиться не чаще, чем один раз в три года.

ЧТО УСТАНАВЛИВАЕТ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ?


Административный регламент устанавливает порядок и сроки проведения плановых и внеплановых выездных (документарных) проверок Росреестром и его территориальными органами при осуществлении государственного земельного контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК


Общий срок проведения проверки (с даты начала проверки и до даты составления акта проверки) не может превышать 20 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц Росреестра (территориальных органов), проводящих плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен главным инспектором (его заместителем), но не более чем на двадцать рабочих дней, в отношении малых предприятий, микропредприятий - не более чем на пятнадцать часов.

В соответствии с пунктом 2.10 Административного регламента срок проведения проверки в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству юридического лица.

О ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКЕ


Это, пожалуй, самые частые вопросы, которые встречаются у субъектов предпринимательской деятельности.

Процитируем регламент:

ПРЕДМЕТ ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКИ


Пункт 3.9. «Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований, выполнение предписаний Росреестра (территориальных органов), проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда».

ОСНОВАНИЕ ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКИ

Пункт 3.10.

« Основанием для проведения внеплановой проверки является:

1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения земельного законодательства;

2) поступление в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в Росреестр (территориальные органы) обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

3) распоряжение руководителя Росреестра (территориального органа), изданное в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Минэкономразвития России».

ЭТО ВАЖНО!

«3.11. Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в Росреестр (территориальный орган), а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в подпункте 2 пункта 3.10 Административного регламента, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки».

СОГЛАСОВАТЬ С ПРОКУРОРОМ!


«3.12. Внеплановая проверка проводится по основаниям, указанным в подпункте 2 пункта 3.10 Административного регламента, Росреестром (территориальным органом) после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

3.13. В день подписания приказа руководителя, заместителя руководителя Росреестра (территориальный орган) о проведении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя в целях согласования ее проведения Росреестр (территориальный орган) представляет либо направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, в орган прокуратуры по месту осуществления деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки.

3.14. К заявлению прилагаются копия распоряжения руководителя, заместителя руководителя Росреестра (территориального органа) о проведении внеплановой проверки и документы, которые содержат сведения, послужившие основанием ее проведения».

КОГДА ПРОКУРОРА МОЖНО ИЗВЕСТИТЬ О ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКЕ, ПРЕДОСТАВИВ ДОКУМЕНТЫ В ТЕЧЕНИЕ ДВАДЦАТИ ЧЕТЫРЕХ ЧАСОВ

Об этом читаем в пункте 3.15.

«Если основанием для проведения внеплановой проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обнаружение нарушений обязательных требований в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер, Росреестр (территориальный орган) вправе приступить к проведению внеплановой проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю посредством направления документов, предусмотренных частями 6 и 7 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ, в органы прокуратуры в течение двадцати четырех часов».

И еще.

Пункт 3.16. «О проведении внеплановой проверки, за исключением внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом».

ИСКЛЮЧЕНИЕ ИЗ ПРАВИЛ

В пункте 3.17 сказано:

«В случае, если в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой проверки не требуется».

О ПРОВЕДЕНИИ САМОЙ ПРОВЕРКИ

Пункт 3.28.

«Проверка проводится на основании распоряжения руководителя, заместителя руководителя Росреестра (территориального органа).

Проверка проводится должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении руководителя, заместителя руководителя Росреестра (территориального органа)».

О ТЕКСТЕ РАСПОРЯЖЕНИЯ О ПРОВЕРКЕ

Пункт 3.29 Административного регламента.

« В распоряжении о проведении проверки указываются:

1) наименование органа государственного земельного контроля (Росреестр, территориальный орган);

2) фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;

3) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится проверка;

4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;

5) правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования;

6) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;

7) перечень административных регламентов проведения мероприятий по государственному земельному контролю, административных регламентов взаимодействия;

8) перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;

9) даты начала и окончания проведения проверки».

ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В ТЕКСТ РАСПОРЯЖЕНИЯ О ПРОВЕРКЕ


В соответствии с пунктом 3.30 Административного регламента: «внесение изменений в распоряжение, касающихся сведений, не отраженных в ежегодных планах проведения проверок соблюдения земельного законодательства, производится в порядке, предусмотренном для вынесения распоряжения».

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ПРОВЕРКА

Согласно пункта 3.31 и далее: «Заверенные печатью копии распоряжения руководителя, заместителя руководителя Росреестра (территориального органа) вручаются под роспись должностными лицами Росреестра (территориального органа), проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений. По требованию подлежащих проверке лиц должностные лица Росреестра (территориального органа) обязаны представить информацию об этих органах, а также об экспертах, экспертных организациях в целях подтверждения своих полномочий.

В случае проведения выездной проверки должностные лица Росреестра (территориального органа), проводящие проверку, обязаны ознакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.

3.32. По просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя должностные лица Росреестра (территориального органа) обязаны ознакомить подлежащих проверке лиц с административными регламентами по исполнению государственной функции».

ДЕЙСТВИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ В ХОДЕ ПРОВЕРКИ

Об этом пункт 3.33 и 3.34.

«При проведении проверок используются сведения государственного кадастра недвижимости, единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного мониторинга земель, производственного земельного контроля, государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, иные сведения.

3.34. При проведении выездной проверки должностные лица Росреестра (территориального органа) производят обмер границ земельного участка, составляют фототаблицу, схематический чертеж земельного участка и иные документы, подтверждающие соблюдение (нарушение) земельного законодательства.

В случае проведения проверки соблюдения земельного законодательства на двух и более земельных участках, правообладателем которых является одно юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, вышеуказанные документы составляются по каждому земельному участку».

ОКОНЧАНИЕ ПРОВЕРКИ


Проведение проверок соблюдения земельного законодательства заканчивается:

- составлением актов проверки соблюдения земельного законодательства;

- вынесением предупреждения о допущенном правонарушении в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации;

- выдачей обязательных для исполнения предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства, предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений земельного законодательства и их последствий.

РЕЗУЛЬТАТ ПРОВЕРКИ


Результатом проведения проверок соблюдения земельного законодательства является выявление и пресечение нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями положений нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих вопросы использования и охраны земель, путем применения мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

О ЧЕМ ЕЩЕ ЧИТАЕМ В АДМИНИСТРАТИВНОМ РЕГЛАМЕНТЕ


В целом в изучаемом Административном регламенте определены:

- права государственных инспекторов по использованию и охране земель при проведении проверок;

- требования к порядку проведения проверки;

- периодичность и сроки проведения проверок;

- порядок и формы контроля проведения проверок;

- порядок обжалования решений и действий (бездействий) должностных лиц Росреестра

и многое другое

В ПОМОЩЬ ЮРИСТУ И РУКОВОДИТЕЛЮ


В Приложении №1 к Административному регламенту даны адреса и телефоны всех территориальных органов Росреестра России.

А в Приложении № 2 к Административному регламенту дана схема действий Росреестра при осуществлении государственного земельного контроля.

Кстати, официальный сайт Росреестра: www.rosreestr.ru

Держим руку на пульсе закона с порталом КУЛЬТУРА-ПРАВА.РФ – так держать!
 

Интересная статья? Поделитесь с другими: