Пульс закона


ОБ УТРАТЕ ДОВЕРИЯ или СНОВА О КОРРУПЦИИ

Печать
На нашем сайте мы неоднократно возвращаемся к теме коррупции, поскольку как юристы-практики хорошо знаем, что коррупционные проявления очень сильно мешают работе государственных механизмов, тормозят любые самые интересные начинания и задумки. Этой теме посвящен ряд ранее опубликованных нами материалов. Это, например, статьи: «Земля под жилье – объект коррупции?» от 04 марта 2011 года, «Противодействие коррупции усилено» от 18 мая 2011 года, «Несколько слов о коррупции» от 31 октября 2010 года.
 
Законодательство о коррупции совершенствуется, и как показали самые первые заседания новой Государственной Думы РФ, эта серьезная работа будет продолжена.
 
На недавней встрече с журналистами тюменских средств массовой информации депутат Государственной Думы РФ от региона - заместитель председателя думского Комитета по безопасности и противодействию коррупции Эрнест Валеев поделился ближайшими планами работы законодателей.
 
«Мы до сих пор в полном объеме не ратифицировали Конвенцию ООН по противодействию коррупции. Соответствующие предложения были внесены в парламент в 2003 году. По самым различным причинам вопрос затягивался, и только в 2007-м конвенция наконец-то была ратифицирована. За одним исключением: не была ратифицирована статья 20, которая предусматривает вопросы декларации о расходах чиновников, ответственности за незаконное обогащение, а также вопросы конфискации имущества лиц, осужденных за коррупцию. Проблема ратификации статьи 20 этой конвенции — вопрос, не терпящий отлагательства».
 
Это вопросы ближайшего будущего.
 
А сегодня наш рассказ о Федеральном законе от 21.11.2011 № 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции».
 
Закон (кроме статьи 12) начал действовать с 03 декабря 2011 года.
 
Изучаемый Федеральный закон вносит изменения в федеральные законы о противодействии коррупции, о государственной гражданской службе, о муниципальной службе, о полиции, об оперативно-розыскной деятельности, о банках и банковской деятельности, о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и в ряд других законов.
 
Впервые законодательно определено понятие функций государственного, муниципального (административного) управления организацией, которыми являются полномочия государственного или муниципального служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений.
 
Установлены ограничения и обязанности, налагаемые на лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации (за исключением депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и мировых судей), муниципальные должности и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе.
 
Эти лица не вправе:
 
заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
 
участвовать в управлении хозяйствующими субъектами независимо от их организационно-правовых форм;
 
заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;
 
использовать в неслужебных целях информацию, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные только для служебной деятельности.
 
Обратим внимание!
 
Лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности на постоянной основе, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также такие сведения своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей.
 
Теперь (и это абсолютно правильно(!)) ограничения и запреты, установленные в отношении лиц, замещающих должности федеральной государственной службы, Федеральным законом «О противодействии коррупции» и статьями 17, 18, и 20 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», распространены на работников, замещающих должности в государственных корпорациях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами.
 
Это подчеркивает особенность их правового статуса в нашем государстве.
 
Глава муниципального образования, глава местной администрации, депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо органа местного самоуправления также должны соблюдать ограничения, не нарушать запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом «О противодействии коррупции».
 
ОБ УВОЛЬНЕНИИ В СВЯЗИ С УТРАТОЙ ДОВЕРИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ И ПРОКУРОРА
 
Для государственных, муниципальных служащих, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципальные должности установлено новое основание для увольнения (освобождения от должности) - в связи с утратой доверия.
 
Перечисленные лица освобождаются от должности в связи с утратой доверия в случае осуществления предпринимательской деятельности, непредставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, указанных сведений в отношении своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.
 
Изменения внесены и в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации».
 
Теперь согласно статье 41.8 данного закона за несоблюдение работником ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнении обязанностей, установленных в анти коррупционном законодательстве, на работника налагаются дисциплинарные взыскания.
 
В акте о применении к работнику взыскания, в случае совершения им коррупционного правонарушения, в качестве основания применения взыскания указывается данная статья.
 
Увольнение в связи с утратой доверия прокурорских работников изложены в статье 41.9 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации».
 
Работник прокуратуры подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае:
 
«непринятия работником мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;
 
непредставления работником сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо предоставлении заведомо недостоверных или неполных сведений;
 
участие работника на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом».
 
Пока таких случаев федеральный закон не устанавливает!
 
Продолжаем цитировать статью 41.9
 
«осуществления работником предпринимательской деятельности;
 
вхождение работника в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации».
 
Аналогичные нормы внесены изучаемым Федеральным законом №329-ФЗ и в законодательство о прохождении службы в органах внутренних дел, таможенных органах и др.
 
Закон меняет отношение и к банковской тайне, но об этом в другой раз.
 
Мы сделали для Вас краткий анализ нового антикоррупционного законодательства.
 
Учитывая актуальность темы, вернемся к ней непродолжительное время спустя.
 
Держим руку на пульсе закона – так держать с порталом КУЛЬТУРА-ПРАВА.РФ!
 
 
Пульс закона
Интересная статья? Поделитесь с другими: