Правовые основы деятельности прокуратуры в сфере оплаты труда

Печать
 

Важнейшим показателем социальной стабильности общества является соблюдение законодательства о выплате заработной плате.

Законодатель в ст. 353 Трудового Кодекса (далее ТК)  РФ  указал -  трудовая инспекция осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства всеми работодателями, а их по статистике на территории Тюменской области зарегистрировано  свыше 40 тысяч, а далее в этой же статье предусмотрел, что прокуроры осуществляют надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства.

И сразу  возникает вопрос - как провести  грань - где заканчиваются полномочия трудовой инспекции и начинаются  вопросы прокуратуры. Постараемся  ответить  на него на  основе анализа прокурорской практики за 2009-2010 год и анализа состояния законности в регионе в сфере оплаты труда и занятости населения, а также с учетом данных статистического учета.

На первый взгляд кажется, что всё просто. В силу ст.21 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура не подменяет функции иных государственных органов, в том числе, и трудовой инспекции, суда, органов власти.

В «мирное» благополучное не кризисное  время проблем по применению данной нормы закона, как правило, не возникало. Но экономическая ситуация  вносит коррективы в реализацию данных правовых норм. За 2009 год по вопросам оплаты труда малочисленной Гострудинспекцией на территории области проведено 829 проверок (за 2008 год -529), в 121 организациях выявлены факты несвоевременной выплаты заработной платы. Всего в истекшем году трудинспекторами области выявлено 7109 нарушений, касающихся оплаты труда (в 2008 – 2672). Таким образом, нагрузка на федеральную структуру увеличилась в разы.

В  интервью «Российской газете» глава Роструда Юрий Герций констатировал, что «сейчас работодатели должны своим подчиненным 3 миллиарда 560 миллионов рублей. До кризиса цифра была почти в полтора раза меньше: на 1 января 2008 года – 2 миллиарда 660 миллионов» [1]. И хотя в нашей области статистическая цифра задолженности по заработной плате не превышает 1 млн. рублей, анализ поступающих обращений, судебная практика свидетельствуют о наличии значительной скрытой задолженности перед работниками.

Наиболее типичными нарушениями трудового законодательства в части выплаты заработной платы являются:

- нарушение сроков выплаты зарплаты работникам (ст. 136 ТК РФ);

- нарушение сроков расчета при увольнении (ст. 140 ТК РФ);

-нарушение сроков оплаты отпуска (ст.136 ТК РФ) и компенсации за неиспользованный отпуск (ст.127 ТК РФ);

- неоплата сверхурочных работ, работы в выходные и праздничные  дни (ст.ст. 152,153 ТР РФ);

- выплата заработной платы без учета районного коэффициента к заработной плате (ст. 148 ТК РФ);

- выплата заработной платы ниже минимального размеры платы труда (региональное соглашение о МРОТ по Тюменской области);

- нарушение ст. 236 Трудового кодекса РФ в части начисления работникам процентов за задержку выплаты заработной платы.

Основной причиной задолженности является отсутствие денежных средств на счетах организации, что, как правило,  влечет массовую задержку выплаты заработной платы. А вот в причинах задолженности должна разбираться прокуратура, контролирующие и правоохранительные органы.

С целью устранения выявленных нарушений трудового законодательства руководителям организаций всех форм собственности трудинспекцией было выдано 629 предписаний. С начала 2009 года 926 должностных и юридических лиц привлечены к административной ответственности в виде штрафа (из них по постановлениям прокуроров 308 на сумму около 3 млн. рублей) [2].

Вместе с тем, такие меры трудинспекции не решают проблемы по погашению задолженности по заработной плате в целом. Она связана узковедомственными полномочиями. Ее предписания не имеют силы исполнительного документа, соответственно, отсутствует возможность их принудительного исполнения соответствующим органом. В случае неисполнения предписания инспектор обязан возбудить административное дело по ст. 19.5 КоАП РФ, однако привлечение к ответственности по данной статье не влечет для правонарушителя принуждения по исполнению предписания. Ситуация усугубляется тем, что государственная инспекция труда лишена права обращаться в суды общей юрисдикции как в защиту интересов работников (она имеет право лишь помочь в составлении искового заявления о взыскании заработной платы), так и с требованиями понудить должностных лиц исполнить требования предписаний. Таким образом, не обеспеченные принудительной силой закона предписания во многом носят декларативный характер. Выйти из этой ситуации «помогает» одновременное привлечение виновных к административной ответственности и публичное (с приглашением, в том числе, телевидения) вручение предписаний. Такие предписания в 2009 году были публично вручены руководителям ООО «СК Мастер-Дом», ООО «АСКОН», ООО «ЗапСибТехнологии» и некоторым другим.

Анализ ситуации с выплатой заработной платы в 2009 году потребовал  концентрации усилий органов власти, местного самоуправления для наведения порядка  в регионе. Прежде всего, в полной мере был задействован потенциал органов прокуратуры и Правительства региона.

Не являясь в силу ст. 129 Конституции РФ и ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» органом  власти, прокуратура в современном обществе имеет достаточно уникальный статус. Именно она  на первоначальном этапе взяла на себя роль координатора работы по соблюдению трудового законодательства. Обладая широкими полномочиями, в том числе, по предъявлению исковых требований в защиту конкретного работника, возбуждению производства по всем предусмотренным Кодексом об административных правонарушениях РФ административным составам, имея право проводить проверки с привлечением специалистов налоговых органов, трудинспекции, профсоюзов, милиции и т.д.  и на основе собранных материалов ставить вопрос перед подразделениями следственного комитета о возбуждении уголовных дел, прокуратура сконцентрировала свои усилия на выявлении нарушений трудового законодательства в части оплаты труда.

При этом прокуроры осознают, что их действия могут содержать только правовые рычаги, а в условиях пост. кризисных процессов необходима гибкость, нужен экономический расчет,  поддержка хозяйственников  региональной властью  и органами местного самоуправления. Исходя из этого, удалось достаточно успешно объединить усилия с правительством региона и другими структурами. Одной из действенных форм работы стало формирование  мобильных групп, как правило, под эгидой правительства и прокуратуры, с участием представителей территориального Управления службы судебных приставов, налоговых органов, профсоюзов и др. и их выезды в целях наведения порядка в наиболее проблемные районы области.

Последний такой выезд состоялся 26 мая 2010 года в Голышмановский район Тюменской области.

В результате совместных усилий в 2010 году начала складываться новая тенденция – задолженность по заработной плате перед работниками гасится за счет личных взносов учредителей хозяйствующих субъектов. В частности, учредителем ООО «Провиантъ» погашена задолженность в размере около 1,5 млн. рублей.

Одной из основных совместных форм работы в данной сфере стало активное участие руководителей прокуратуры области на заседаниях антикризисного штаба, оперативной межведомственной рабочей группы по погашению задолженности по заработной плате под председательством  губернатора Тюменской области В.В.Якушев.  Во многих случаях такое участие имело продолжение – вручение прокурорских предостережений  о недопустимости нарушений закона руководителям организаций  под угрозой, в том числе и уголовной ответственности.

Всего в 2009 году прокурором области В.А.Владимировым объявлены предостережения  руководителям 28 организаций, по результатам исполнения которых, выплачены долги по зарплате на сумму около 60 млн. рублей.

Апробирована практика публичного вручения прокуратурой работодателям предостережений на заседаниях указанной рабочей группы. Так, 2 декабря 2009 года был официально предостережен руководитель ООО «Строймонтаж». Предостережение возымело свое действие - задолженность перед работниками названного общества на общую сумму 500 тысяч рублей была погашена в полном объеме.

В результате совместных усилий долги по заработной плате удалось значительно минимизировать – в течение года погашено около 300 млн. рублей, не допустить социальных волнений и массовых акций.    

Одна из основных задач органов прокуратуры на 2010 год – активно вовлечь в наведение порядка органы местного самоуправления, разбудить их  «управленческую гордость». Именно они наиболее приближены к населению, могут вовремя прогнозировать ситуацию и с привлечением депутатского корпуса  попытаться найти из нее выход. У органа местного самоуправления, при авторитете руководителя, его заинтересованном отношении к людям, может не хватить единственного – полномочий по привлечению к ответственности виновных лиц. Вот на этом этапе и должна появиться фигура прокурора, выстроив систему в работе, орган местного самоуправления всегда должен ощущать эффект присутствия прокурора, способного оперативно привести ситуацию в соответствие с действующим законодательством.   

С начала 2010 года  в сфере оплаты труда органами прокуратуры внесено 128 представлений, по результатам рассмотрения  внесенных актов реагирования привлечено к дисциплинарной ответственности 57 виновных лиц, объявлено 124 предостережения, возбуждено 54 дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, 6 дел – по ч.2 ст. 5.27 Кодекса, привлечено к административной ответственности 50 лиц, в том числе 5 дисквалифицировано, в суды направлен 994 иска о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы на общую сумму 15 691 тысячи рублей, возбуждено 3 уголовных дела по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст.145.1 УК РФ.

В рамках подготовки к февральскому заседанию межведомственной комиссии два предприятия изыскали резервы для погашения долгов по заработной плате на сумму свыше 6 млн. рублей.

Одним из последних примеров прокурорского вмешательства является объявление официального предостережения о недопустимости нарушения закона руководителю ООО «Уралтеплоизоляция». Это организация впервые попадает в прокурорское поле зрения и надеемся, что прокурорского предостережения будет достаточно для соблюдения в дальнейшем трудового законодательства.

Всего с  начала года уже удалось взыскать в счет погашения задолженности по заработной плате свыше 86 миллионов рублей.

Указанные вопросы остаются на ежедневном контроле  руководителей облпрокуратуры, еженедельно освещаются в средствах массовой информации. Этой теме будет посвящен ближайший выпуск совместной программы областного радио и прокуратуры Тюменской области «Голая правда»- истинная правда от прокуроров Тюменской области».

Работа на данном направлении продолжается.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Грицюк М. Условная зарплата // Российская газета. – 2010. - №27. – С.4.

2.Социально-экономическое положение Тюменской области в январе-декабре 2009 года: Стат. доклад/ Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области. – Т., 2010. – 338с.

                                                                                    Ольга Загвязинская, схема Ирина Андрианова