Пульс закона


ДОРОГА-ЭТО ВЕЧНАЯ ЗАБОТА

Печать
В июле исполнится 75 лет создания ГАИ — Государственной автомобильной инспекции. Основные задачи инспекции были сформулированы еще в 1936-м: борьба с авариями на дорогах, контроль за подготовкой водителей, разработка технических норм эксплуатации автотранспорта, его качественный и количественный учет.

3 июля 2011 года исполняется 75 лет со дня образования Госавтоинспекции МВДЛегендарные Иванычи


Кажется, еще совсем недавно этого убеленного сединами человека  можно было встретить в стенах управления… Василий Иванович  Рудзевич, первый начальник областного отдела ГАИ, заступил на  должность в 1944-м и возглавлял автоинспекцию до 1960 года. Он  отличался требовательностью и самодисциплиной, того же требовал  от своих подчиненных. Впрочем, подчиненные — неподходящее  слово. Правильнее будет написать «солдаты», поскольку  большинство первых сотрудников ГАИ прошли войну. Это Григорий  Иванович Истомин, Николай Дмитриевич Тяглов, Борис Иванович  Смирнов, Николай Павлович Мутовкин, Александр Александрович  Георгиевский, Федор Панфилович Ращупкин, Георгий Алексеевич  Федоров, Алексей Семенович Легалов, Яков Максимович Козин, Александр Матвеевич Никитин…

Инспектора дорожного надзора старшину милиции Истомина знали чуть ли не все водители Тюмени. Правда, транспорта в тот период, когда Истомин впервые взял в руки жезл, было поменьше, всего 336 единиц, среди них 49 легковых автомашин, 17 мотоциклов и 6 автобусов. Бывший фронтовой водитель Григорий Истомин отработал на дороге более четверти века, сейчас такой стаж — редкость. Его участок — восточная часть Республики. Он ее пешком вдоль, наверное, миллион раз прошел! Григорий Иванович отличался принципиальностью, но по мелочам никогда не придирался, мог ограничиться внушением, но таким, что нарушитель надолго запоминал эти слова. Поэтому Истомин и пользовался уважением. Не раз Григорий Иванович задерживал нарушителей, рискуя собственной жизнью, был очень скромный. Когда он умер, вдова призналась, что Григорий Иванович почти всю жизнь в милицейском кителе и проходил.

В нашем областном совете ветеранов МВД предложение есть такая идея — поставить в Тюмени памятник инспектору ДПС, а лицом чтобы он был похож на Истомина.

ПДД с поправкой на Север


Открытие на территории области нефтяных и газовых месторождений, развертывание работ по созданию нефтегазового комплекса коренным образом меняло ситуацию во всех сферах жизни региона, в том числе и в вопросах безопасности дорожного движения.

Охарактеризовать тогдашнюю ситуацию на тюменских дорогах можно в двух словах — огромный риск. Ускоренными темпами создавалась сеть промысловых и межпромысловых дорог, строились города и поселки, формировалась улично-дорожная сеть. С наступлением холодов оживали зимники, по которым осуществлялся значительный объем завоза грузов в северные районы… Ситуация — архисложная: транспорт — караванами, а при этом нормальных дорог нет.

Те, что нефтяники начали строить для завоза оборудования на месторождения, с шестиметровой проезжей частью, считались ведомственными: для МВД их как бы не было, они не учитывались при определении численности инспекторов ДПС. Между тем эти дороги по факту становились дорогами общего пользования: одновременно по ним осуществлялись регулярные пассажирские перевозки многоместными автобусами типа «Икарус» и большегрузными автомобилями, такими, как, например, тягачи МАЗ-547 «Ураган». Аварийность — ужасная, а инспекторов на дорогах катастрофически не хватало. Больше того, в соседних областях уже создавались управления ГАИ, а в Тюменской области, громадной по площади территории, по-прежнему был только отдел с минимальным по численности штатом.

Эти проблемы нашли понимание у нефтяников. Так, по нашей просьбе руководство «Главтюменьнефтегаза» обратилось в свое министерство с предложением рассмотреть вопрос о возможности передачи части штатной численности МВД для увеличения штата дорожно-патрульной службы ГАИ в районах Среднего Приобья. В Министерстве нефтяной промышленности это предложение нашло поддержку, о чем было официально уведомлено МВД СССР. В ответе МВД, подписанном одним из заместителей министра, сообщалось, что оно… не возражает против передачи численности и рекомендует обратиться по этому вопросу в Минфин… Тут, как говорится, комментарии излишни.

Кадры решают все


Дальнейшее интенсивное развитие транспортной инфраструктуры выдвигало задачу укрепления Госавтоинспекции инженерами по организации движения. Одно время бытовало мнение, что в ГАИ должны работать преимущественно лица с юридическим образованием. Но ведь сотрудники автоинспекции имеют дело не только с людьми, но и с техникой, дорогами, и поэтому обязательно нужны были специалисты с инженерным образованием. Были приняты на службу выпускники Тюменского индустриального института В.М.Шестоперов, А.А.Федоров, Ю.Н.Данилов, А.П.Пискулин, Г.Д.Башкиров. Подразделения ГАИ автономных округов получили выпускников Сибирского автодорожного института С.И.Алгазина, А.В.Иванова, Ю.А.Осьмушкина, Д.И.Кима Полковник Алгазин сейчас возглавляет УГИБДД Ханты-Мансийского АО, а полковник Иванов закончил службу командиром полка ДПС в Тюмени.

С дипломами Минского политехнического института к нам прибыли специалисты по организации дорожного движения Татьяна Нечаева, Светлана Мороз, Ирина Забродина. Татьяна осталась работать в аппарате ГАИ УВД, Светлана и Ирина — в ГАИ Нижневартовска и Сургута, и проработали там до завершения милицейской службы.

В эти же годы в Сургуте и Нижневартовске создаются специализированные монтажно-эксплуатационные участки, призванные обеспечить все работы по установке и обслуживанию технических средств регулирования. Укрепляется материально-техническая база подразделений ГАИ в северных районах, формируются их коллективы, организуются строевые подразделения ДПС. А ГАИ УВД, пусть и с большим опозданием, все-таки получает статус управления.

Надо отдать должное руководителям северных подразделений ГАИ тех лет Анатолию Федоровичу Петровскому, Владимиру Борисовичу Кононову, Григорию Ивановичу Чинчевичу, Андрею Иосифовичу Заклунному, Владимиру Федоровичу Попову, Александру Владимировичу Иванову, Сергею Александровичу Маркову, Сергею Григорьевичу Смолянскому, всем сотрудникам Госавтоинспекции, которые, выдерживая немалые физические и психологические нагрузки, старались сделать все от них зависящее, чтобы минимизировать порой неизбежные в тех условиях потери на дорогах.

Что же касается подразделений ГАИ южных районов области, то состав их руководителей отличался стабильностью: Анатолий Архипович Потапов, Владимир Иванович Передери, Юрий Герасимович Сеногноев, Владимир Леонидович Зайцев, Борис Григорьевич Исаков, Григорий Алексеевич Федоров… Список можно продолжать и другими именами. Эти люди, прослужив в ГАИ многие годы, стали профессионалами в своем деле.

А сверху видно все


Старший инспектор ДПС взвода вертолетного патрулирования Краюшкин С.Ю. и старший инспектор ДПС Осипов Н.И. уточняют с пилотом вертолета маршрут патрулированияВ 80-е годы руководством областной автоинспекции  принимаются меры по повышению уровня воздействия на  дорожную обстановку, и в надзоре за дорожным движением  стали использовать… МИ-2. В основном такое патрулирование  велось на дорогах республиканского значения — Тобольском,  Ялуторовском, Московском и Исетском трактах. Схема  выглядела следующим образом: экипаж вертолета выявлял  грубые нарушения ПДД, такие как значительное превышение  скорости движения и нарушение правил обгона, по рации  передавал экипажу патрульного автомобиля данные об этом  автомобиле, а также подавал нарушителю с помощью  громкоговорящего устройства команду остановиться… Само  присутствие в воздухе вертолета ГАИ (он имел, естественно,  соответствующую раскраску) дисциплинировало водителей. На всех патрулируемых направлениях были определены места возможной посадки вертолета. Необходимость возникала в случаях совершения на трассе ДТП или при использовании вертолета в проведении поисковых мероприятий. Бывало, МИ-2 использовался при сопровождении на трассах руководителей высокого уровня, чьи визиты в те времена были нередкими.

Еще одно наше «изобретение» — в составе вертолетного взвода мы сформировали специальную группу инспекторов — разрядников по мотоспорту, а также приобрели для них технику. Поскольку выбор в то время был неширок, пришлось довольствоваться спортивными ИЖами и «Чезетами». В населенные пункты области наша «мотогруппа» выезжала на автобусе КАвЗ, специально оборудованном под перевозку мотоциклов, и обычно возвращалась с загруженным под завязку задержанным «товаром». Нет, инспекторы не устраивали за нарушителями гонок, им обычно хватало лишь одного старта на заднем колесе. Мотоциклисты, уяснив для себя бесполезность попытки оторваться от инспектора на своей технике, обычно без номеров и нередко краденой, тут же бросали её…

Инициатива не наказуема


Впервые в стране, на трассы вышли передвижные медицинские посты ГАИ  (появилась новая форма работы – ПМПГ)По-настоящему нашими единомышленниками в решении задач  борьбы с пьянством на транспорте стали работники  здравоохранения. Когда появилась информация о работе  челябинских сотрудников ГАИ по проверке состояния  водителей совместно с экипажами скорой медицинской  помощи, мы решили изучить этот опыт и… пришли к выводу,  что объединить интересы двух служб без ущерба для  результатов работы каждой из них — весьма проблематично.  И  пошли по иному пути. Для этого руководителю отдела  здравоохранения области Ю.Н.Швидкому пришлось принять  беспрецедентное решение — передать ГАИ УВД 10 новых  специальных автомобилей скорой помощи. На них было  оставлено всё медицинское оборудование, дополнительно  установлены радиостанции и необходимое для надзора за движением оборудование и спецсредства ГАИ. Дело оставалось за «малым» — решить вопрос с медицинским персоналом.

По моей просьбе в городской больнице № 2 собрались врачи, в основном травматологи, которым была близка и понятна суть проблемы, и все дали согласие поработать в составе экипажей ПМПГ (передвижных медицинских постов ГАИ), так мы окрестили наше детище. Замечу: на общественных началах и в свободное от работы время! Было срочно организовано обучение врачей методике проведения медицинского освидетельствования водителей на состояние алкогольного опьянения, каждый из врачей получил именную печать.

Главная задача, которая ставилась перед экипажами, — выявление нетрезвых водителей, но экипаж, имея на борту еще и радиостанцию скорой помощи, нередко первым прибывал на место ДТП. О качестве медицинской помощи, которую оказывали врачи, среди которых были и кандидаты наук, говорить не приходилось.

Новая форма контроля показала достаточно высокую эффективность. Особенно результативными оказывались выезды в сельскую глубинку, где порой за 3-4 часа работы составлялось по 20-25 протоколов за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. Каких-либо конфликтных ситуаций с водителями при освидетельствовании практически не возникало… Первые передвижные посты медицинского освидетельствования промышленного изготовления на базе грузового автомобиля ЗИЛ появились на дорогах страны только через 20 лет после нашего эксперимента.

В 80-е годы в области практиковались встречи начальника ГАИ с автолюбителями. На собрания приглашались руководящие работники дорожных и коммунальных служб, строительства и эксплуатации автомобильных дорог, представители учебных организаций, занятых подготовкой водительских кадров (замечу: в то время автошкол было несравненно меньше, а качество учебного процесса в них — значительно выше), водители-профессионалы… Встречи начинались обязательной информацией начальника ГАИ города о состоянии и причинах аварийности, при этом демонстрировалась схема населенного пункта с нанесенными на ней местами ДТП, а заканчивались чуть ли не диспутами, так как вопросов у всех было много. Иногда на встречах показывали видеосюжеты, снятые на месте ДТП, и это производило на собравшихся довольно сильное впечатление.

Надо сказать, что одной из наиболее острых «непроизводственных» тем оставалась проблема обеспечения сотрудников ГАИ жильем в Тюмени. Никаких средств на эти цели не выделялось, ордеров на квартиры город тоже не давал. Спасательный круг нам «бросил» заместитель председателя облисполкома Юрий Михайлович Рогачев. Благодаря ему был решен главный вопрос — финансирование строительства дома. После этого разве могли нас испугать многочисленные трудности, с которыми неизбежно приходится сталкиваться при организации подобных строек! Сегодня многие семьи сотрудников ГАИ живут в 108-квартирном доме, построенном неподалеку от здания УГИБДД.

Размышления по поводу


Прошли годы. Сегодня возможности ГИБДД с точки зрения технической оснащенности, численности личного состава неизмеримо выросли. Изменились в целом на всех уровнях и подходы к проблемам сохранения на дорогах человеческих жизней. Об этом свидетельствуют реализуемые федеральная и региональная целевые программы по обеспечению безопасности дорожного движения, постоянное внимание к этим вопросам областной Думы и правительства области, активная позиция глав многих муниципальных образований. Все эти меры, безусловно, приносят свои плоды, есть реальные результаты. В год 75-летия службы надо сказать немало добрых слов в адрес ее сотрудников, которые решают одну из важнейших задач — защиту жизни и здоровья наших граждан на дорогах.

И все-таки в период реформирования, претерпеваемое милицией, хотелось бы отметить следующее. Порой нашим сотрудникам не хватает инициативы и творчества в работе, а иногда и ответственности и профессионализма, правовой и общечеловеческой культуры, принципиальности и бескорыстия, уважительного отношения к участникам дорожного движения — словом, всех тех качеств, которые определяют градус доверия населения к милиции и без которых надежды на успешное формирование профессионального полицейского корпуса, ради чего и затеяна реформа, могут оказаться несбыточными.
 
Данный материал был опубликован 23 июня 2011 года в парламентской газете "Тюменские известия".
 
Cправка:

Герман Борисович Смирнов, ветеран МВД России, в 1987-1991 годах — начальник ГАИ УВД Тюменской области.

В 1960 году приказом МВД СССР были введены единые для всей страны правила движения.
 
ФОТОГАЛЕРЕЯ - ГОСАВТОИНСПЕКЦИЯ 80-х ГОДОВ
 
Совет ветеранской организации УГИБДД ГУВД по Тюменской области
 
УГИБДД УВД по ХМАО-ЮГРЕ

Интересная статья? Поделитесь с другими: