КАК ДОЛЖЕН БЫТЬ ОРГАНИЗОВАН УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ПЕРВОКЛАССНИКОВ?

Печать
Достаточно много вопросов сегодня возникает у родителей будущих первоклассников. На нашем сайте 24.03.2011 года мы предложили Вашему вниманию материал: «Гимнастика для глаз от Главного санитарного врача России». Он посвящен новым санитарным требованиям к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 и вступающим в силу с 01 сентября 2011 года.

Читатели попросили нас более подробно осветить вопрос:

«О том, как должен быть организован учебный процесс первоклассников? Что нового предусмотрено в наступающем 2011-2012 учебном году».

 
Ответ:

С учетом названного постановления Главного санитарного врача России постараемся подробно ответить на заданный вопрос.

Начнем с гигиенических требований к образовательному процессу.


КОГДА ИДТИ В ПЕРВЫЙ КЛАСС

 
Родители должны помнить, что оптимальный возраст начала школьного обучения - не ранее 7 лет. В 1-е классы принимают детей 8-го или 7-го года жизни. Прием детей 7-го года жизни осуществляют при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев.

Обучение детей, не достигших 6 лет 6 месяцев к началу учебного года, следует проводить в условиях дошкольного образовательного учреждения или в общеобразовательном учреждении с соблюдением всех гигиенических требований к условиям и организации образовательного процесса для детей дошкольного возраста.
 
 

О НАПОЛНЯЕМОСТИ ПЕРВЫХ КЛАССОВ

Наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек.


КАК ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОРГАНИЗОВАНЫ ЗАНЯТИЯ

Для профилактики переутомления обучающихся в годовом календарном учебном плане рекомендуется предусмотреть равномерное распределение периодов учебного времени и каникул.

Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков не допускается.

В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х классов должно быть организовано в первую смену.

Максимальная академическая нагрузка 21 час при 5 дневной учебной неделе.

Рекомендуется использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 45 минут каждый);

Правда, в пункте 10.6 Правил записано: «Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:

- для обучающихся 1-х классов - не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю - не более 5 уроков, за счет урока физической культуры».
 
 

СДВОЕННЫЕ УРОКИ И КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ

Запомним! В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся.

В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы. Контрольные работы рекомендуется проводить на 2 - 4 уроках.


ОБЛЕГЧЕННЫЙ УЧЕБНЫЙ ДЕНЬ

Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся должны иметь облегченный учебный день в четверг или пятницу.


ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ, ПЕРЕМЕНЫ И СМЕНА ЗАНЯТИЙ

С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз.

Главный санитарный врач предусматривает необходимость - чередовать во время урока различные виды учебной деятельности (за исключением контрольных работ). Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в 1 классах не должна превышать 7 - 10 минут.

Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) - 20 - 30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая.

Рекомендуется организовывать перемены на открытом воздухе. С этой целью при проведении ежедневной динамической паузы рекомендуется увеличить продолжительность большой перемены до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности обучающихся на спортплощадке учреждения, в спортивном зале или в рекреациях.


ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПО КЛАССУ В УЧЕБНОМ ГОДУ

Предусмотрено перемещение учащихся, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт) без нарушения соответствия мебели их росту. Такое перемещение должно производиться не менее двух раз за учебный год.


СТАВЯТ ЛИ ПЕРВОКЛАССНИКУ ОЦЕНКИ?

Важная мысль.

«Обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий».

- дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.

Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1 - 2-х классов - более 1,5 кг.


ОГРАНИЧЕНИЯ ПО ДОМАШНЕМУ ЗАДАНИЮ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Помимо всего перечисленного, введены ограничения по домашнему заданию для первоклассников. Если в настоящее время первоклассникам разрешалось задавать домашние задания со второго полугодия, то в новых Правилах, вступающих в силу с 01.09.2011 года, домашнее задание для первоклассников не предусматривается.


ПЕРВОКЛАССНИКИ И ПРОДЛЕНКА 

А эти требования интересны всем родителям первоклашек, не только тем, кто посещает группы продленного дня.

В режиме дня должны обязательно предусматриваться: питание, прогулка, дневной сон для обучающихся 1-х классов, самоподготовка, общественно-полезный труд, кружковая работа и широкое проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий.
 
 

ПРО ДНЕВНОЙ СОН

Процитируем Правила:

«Сон снимает усталость и возбуждение детей, длительное время находящихся в большом коллективе, повышает их работоспособность. Длительность дневного сна должна быть не менее 1 часа.

Для организации дневного сна должны быть выделены либо специальные спальные, либо универсальные помещения, площадью из расчета 4,0 м2 на одного учащегося, оборудованные подростковыми (размером 1600 x 700 мм) или встроенными одноярусными кроватями.

При расстановке кроватей необходимо соблюдать расстояние между: длинными сторонами кровати - 50 см; изголовьями - 30 см; кроватью и наружной стеной - 60 см, а для северных районов страны - 100 см.

За каждым обучающимся должно быть закреплено определенное спальное место со сменой постельного белья по мере загрязнения, но не реже 1 раз в 10 дней.

Спальные помещения рекомендуется проветривать за 30 минут до сна, сон проводить при открытых фрамугах или форточках».

Ныне действующими правилами также предусмотрена организация дневного сна для первоклассников, посещающих группу продленного дня.

В новых правилах предусмотрено, что спальные комнаты для девочек и мальчиков должны быть раздельными, оборудованными подростковыми или встроенными одноярусными кроватями.

При отсутствии в общеобразовательном учреждении специальных помещений для организации сна и игр могут быть использованы универсальные помещения, объединяющие спальню и игровую, оборудованные встроенной мебелью: шкафы, одноярусные кровати.


СВЕЖИЙ ВОЗДУХ И ПЕРВОКЛАШКИ

После окончания учебных занятий в общеобразовательном учреждении для восстановления работоспособности обучающихся перед выполнением домашних заданий организуется отдых длительностью не менее 2 часов. Основная часть этого времени отводится на свежем воздухе. Целесообразно предусмотреть прогулки:


- до обеда, длительностью не менее 1 часа, после окончания учебных занятий в школе;

- перед самоподготовкой, в течение часа.

Прогулки рекомендуется сопровождать спортивными, подвижными играми и физическими упражнениями. В зимнее время полезно организовать занятия конькобежным спортом, лыжами 2 раза в неделю. В теплое время года рекомендуется организовать занятия легкой атлетикой, волейболом, баскетболом, теннисом и другими спортивными играми на открытом воздухе. Рекомендуется также использовать плавательный бассейн для занятий плаванием и водным спортом.

Обучающиеся, отнесенные к специальной медицинской группе или перенесшие острые заболевания, во время спортивных и подвижных игр выполняют упражнения, не связанные со значительной нагрузкой.

Одежда обучающихся во время занятий на открытом воздухе должна предохранять их от переохлаждения и перегревания и не стеснять движений.

В непогоду подвижные игры можно переносить в хорошо проветриваемые помещения.

Местом для отдыха на свежем воздухе и проведение спортивного часа может быть пришкольный участок или специально оборудованные площадки. Кроме того, для этих целей могут быть использованы прилежащие скверы, парки, лес, стадионы.


ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Внеурочную деятельность реализуют в виде экскурсий, кружков, секций, олимпиад, соревнований и т.п.

Длительность занятий зависит от возраста и вида деятельности. Продолжительность таких видов деятельности, как чтение, музыкальные занятия, рисование, лепка, рукоделие, тихие игры, должны составлять не более 50 минут в день для обучающихся 1 классов. а музыкальных занятиях рекомендуется шире использовать элементы ритмики и хореографии. Просмотры телепередач и кинофильмов не следует проводить чаще двух раз в неделю с ограничением длительности просмотра до 1 часа для обучающихся 1 классов.

Рекомендуется для организации различных видов внеурочной деятельности использовать общешкольные помещения: читальный, актовый и спортивный залы, библиотека, а также помещения близко расположенных домов культуры, центры детского досуга, спортивные сооружения, стадионы.
 

О ПИТАНИИ

Правильно организованное и рациональное питание является важнейшим оздоровительным фактором. При организации продленного дня в общеобразовательном учреждении должно быть предусмотрено трехразовое питание обучающихся: завтрак - на второй или третьей перемене во время учебных занятии; обед - в период пребывания на продленном дне в 13 - 14 часов, полдник - в 16 - 17 часов.


ЗАВЕРШАЯ ТЕМУ

Завершим наш сегодняшний разговор важной мыслью из новых Правил о том, что инновационные образовательные программы и технологии возможно внедрять при отсутствии их неблагоприятного влияния на функциональное состояние и здоровье обучающихся.

Это решать нам родителям, прежде чем отвести ребенка в первый класс побывайте в учебном заведении, поинтересуйтесь все ли в нем организовано в соответствии с действующим законодательством.

Предлагаем Вам, уважаемый читатель, перечитать наши статьи на тему образовательного процесса:


«Научить учить»,

«Уже усилен контроль за образованием»,

«Кому нельзя работать с детьми»,

«Время педагога»,

«Общественность и ЕГЭ».
                                                                                                                                                            
 
                                                                                            До свидания, до новых вопросов.
 

Рекомендуем прочитать: