Click on the slide!

Kultura-prava >> Kultura-prava

Подробнее об авторах и ведущих ПОРТАЛА КУЛЬТУРА-ПРАВА.РФ вы можете узнать во вкладке "От Авторов"

Далее...
Click on the slide!

Обзоры последних изменения в законодательстве страны. Комментарии специалистов в рубрике "Пульс закона".

Далее...
Frontpage Slideshow (version 2.0.0) - Copyright © 2006-2008 by JoomlaWorks

Данная статья под заголовком "Для прокурора главное — не разменять серьёзные государственные полномочия на мелочную суету" была опубликована в газете «Тюменские известия» №1 (5209) 12 января 2011 года.

«Прокурор должен служить обществу. Но это служение только тогда будет полезно, когда в него будет включена строгая нравственная дисциплина и когда интерес общества и человеческое достоинство будут ограждаться с одинаковой чуткостью и усердием». А.Ф.Кони

Сегодня — День прокуратуры. Самое время вспомнить историю ее становления и поговорить о289 лет Прокуратуре России роли прокурора в современном обществе.

Период создания в России прокуратуры историк В.О. Ключевский описал так: «Непослушание чиновников предписаниям высшего начальства и даже царским указам стало при Петре I настоящей язвой управления, превосходящей даже смелость старых московских дьяков, которые, бывало, на пятнадцатом указе — непременно послать подьячего по делу, стойко отвечали: «И по тому его великого государя указу подьячий не послан». Не помогали ни штрафы, ни угрозы лишить чина и «весьма оставить», ни даже сослать на каторгу».
 
Произвол чиновников стал силой, способной помешать императору в достижении поставленных целей. Кроме того, постоянным бичом русской бюрократической машины были взяточничество и казнокрадство (по-современному — коррупция). Петр всеми силами пытался бороться с этим злом, часто не останавливаясь перед жесточайшими мерами, поскольку видел в нем угрозу устоям государственности.

В этих условиях в России и зародилась прокуратура. Это был новый для государства институт. Прокурор не пользовался решающим голосом ни по одному государственному вопросу — это являлось признаком, отличающим надзор от всех иных видов государственной деятельности.

Однако сила и авторитет прокурора в петровские времена были обеспечены самим его предназначением — надзирать за государственным аппаратом, в том числе за тем, чтобы сенат выполнял все дела и действовал строго в рамках указов императора. О первом прокуроре Павле Ивановиче Ягужинском государь говорил так: «Что осмотрит Павел, так верно, как будто я сам видел».

Целью прокурорской деятельности изначально являлось проведение в жизнь экономических, политических и социальных реформ вопреки сопротивлению на местах. Так, прокуратура стала «маховым колесом всего управления».

Уникальность, особый государственный статус прокуратуры сохраняется. Будучи законодательно независимой от органов государственной власти и должностных лиц при осуществлении надзорных полномочий, сама не являясь органом управления, прокуратура, обладая широчайшей информацией о состоянии законности во всех сферах общественных отношений, и сегодня способна оказывать существенное влияние на все ветви власти. Прежде всего максимальной публичностью своей деятельности, постоянным информированием о состоянии законности на поднадзорной территории, а также конкретными значимыми актами прокурорского реагирования; анализом действующих законов на предмет коррупционности, инициированием принятия новых правовых актов...

Предназначение современной прокуратуры — показывать государству и обществу правовой путь устранения нарушений закона, вовремя ставить вопрос об ответственности виновных лиц.

Судите сами, закон о прокуратуре обязывает в актах прокурорского реагирования, например, в представлении не только вскрывать нарушения закона, но и объяснять, как их исправить и не допустить подобного в дальнейшем; «вскрыть причины и условия, им способствующие». Это означает, что прокурор должен обладать такими правовыми знаниями, квалификацией, нравственными устоями и жизненным опытом, которые бы позволили ему вовремя «подсказать» органам государственной власти, местного самоуправления, что и как нужно делать, чтобы на соответствующей территории царствовал закон.

Федеральным законом прокурору фактически предписано мыслить в масштабе страны, заранее предвидеть возможные нарушения закона и их последствия и, озвучивая все это в прокурорских документах, участвовать таким образом в управлении государством. Сложная роль! При этом важно сконцентрировать усилия на главном, не разменять серьезные государственные полномочия на частные вопросы, которые и без прокурора в состоянии решить власть, контролирующие органы, общественные демократические институты.

Главная задача российской прокуратуры остается прежней — борьба с коррупцией. Именно она, по признанию высших должностных лиц нашего государства, в настоящий момент препятствует установлению режима законности и движению вперед. Коррупция, как раковая опухоль, проникает во все сферы общественных отношений и тем самым напрямую угрожает основам конституционного строя.

Степень развития коррупции напрямую зависит от открытости государства перед обществом, от развития его демократических институтов, публичного обсуждения законопроектов, реальной ответственности чиновников (независимо от ранга) и от эффективной работы всей правоохранительной системы. По своей сущности коррупция является противоправной формой взаимодействия представителей власти с физическими или юридическими лицами в целях решения государственными (муниципальными) служащими вопреки закону и интересам службы в пользу этих лиц вопросов экономического и иного характера за материальное вознаграждение.
 
При этом материальное вознаграждение следует понимать в широком смысле, поскольку, например, вместо передачи служащему за его действие (бездействие) денег или иного имущества другая сторона коррупционных отношений может выполнить для него либо по его указанию для других лиц определенную работу или оказать услугу.

При этом в какую бы форму вознаграждение не было облечено, оно всегда для чиновника будет выражаться в выгоде материального характера.

Коррупционные отношения возникают на различных уровнях власти, и, безусловно, чем выше должность, тем более значимый вопрос в интересах другой стороны может быть решён, что предполагает более высокую степень общественной опасности таких отношений.

Самое страшное заключается в том, что в этом случае параллельно с правом существует сформированное в умах людей и принятое обществом ненормативное правило, согласно которому для законного разрешения любого вопроса с участием государства необходимо этот вопрос предварительно в неофициальном порядке за определённое вознаграждение решить с тем государственным (муниципальным) служащим, который и так обязан его решать в силу закона и в соответствии с занимаемой должностью.

Именно поэтому в современной России прокурор обязан максимальное внимание уделять профилактике правонарушений, разъяснению закона, правовому просвещению с целью преодоления правового нигилизма, воспитания уважения к закону. Богатейший опыт такой работы накоплен у прокуратуры Тюменской области.

Такая деятельность прокурора напрямую связана с состоянием правопорядка: лучше профилактика — меньше преступность, а это в итоге и является главной задачей всей правоохранительной системы любого государства.

История (как, впрочем, и мода) повторяется! Важно ее знать и вовремя извлекать уроки!
                                                                                  
                                                                                                               Ольга Загвязинская