Пульс закона


ИЗУЧАЕМ ИЗМЕНЕНИЯ В АДМИНИСТРАТИВНЫЙ КОДЕКС

Печать
С 01 января 2011 года  начинают действовать изменения, внесенные в Кодекс Российской Федерации  об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) Федеральным законом  от 23 июля 2010 года N 171-ФЗ. Эти изменения призваны обеспечить в первую очередь  безопасность опасных производственных объектов, а значит, в конечном счете, безопасность каждого из нас.

Необходимо отметить, что изменения в административный Кодекс России серьезно расширяют, прежде всего, полномочия  сотрудников такой федеральной структуры как  Ростехнадзор.

Главный упор при изменении положений  Кодекса сделан на применение таких видов административных взысканий, предусмотренных статьей 3.2.КоАП РФ, как: дисквалификация и административное приостановление деятельности.

Итак, давайте заранее познакомимся с новеллами законодательства.

Например, статью 9.1 КоАП РФ  о нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов законодатель дополняет таким видом административной ответственности как дисквалификация должностного лица.

Читаем текст статьи вместе.

Она  будет гласить следующее:

Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Далее в этой же статье.

Нарушение требований промышленной безопасности к получению, использованию, переработке, хранению, транспортировке, уничтожению и учету взрывчатых веществ на опасных производственных объектах - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до полутора лет; на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

И, наконец, грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток

К данной статье по иному сформулированы «Примечания», которые собственно и раскрывают суть изложенной нормы закона:

1. Под грубым нарушением требований промышленной безопасности опасных производственных объектов понимается нарушение требований промышленной безопасности, приведшее к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей. Понятие грубого нарушения условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

2. Для целей настоящей статьи под должностными лицами в организациях, не являющихся органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, понимается лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа организации, а также лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации. В случае, когда полномочия единоличного исполнительного органа организации осуществляет юридическое лицо (управляющая организация), под должностным лицом понимается лицо, к должностным обязанностям которого относятся вопросы технической политики и промышленной безопасности. В случае отсутствия такого лица в управляющей организации под должностным лицом понимается лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа управляющей организации.

3. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

Подчеркнем, что на основании статьи 3.3 КоАП РФ дисквалификация может  устанавливаться и применяться только в качестве основного административного наказания.

А что такое дисквалификация?

Ответ на этот вопрос  дан в статье 3.11 Кодекса.

Дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.

А вот такой вид административного наказания как  административное приостановление деятельности, предусмотренный в частности статье 3.12 КоАП РФ с нового 2011 года будет применяться (внимание!) не только судьей, но и уполномоченными должностными лицами (в вопросах промышленной безопасности  должностными лицами Ростехнадзора).

Как гласит указанная статья Кодекса: «административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
 
Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии,  наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды  и в ряде иных случаев, установленных законодателем.

Административное приостановление деятельности назначается только в случаях, когда менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. Попросту устранить нарушение закона.

Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до девяноста суток.

Постановление судьи, органа, должностного лица, назначивших административное наказание в виде административного приостановления деятельности, исполняется судебным приставом-исполнителем немедленно после вынесения такого постановления.

К такому серьезному шагу как использование административных полномочий по приостановлению деятельности объектов должностным лицам необходимо быть готовыми как профессионально,  юридически так и морально. С одной стороны нельзя  допустить использование этой меры ответственности для расцвета коррупционной составляющей, с другой – не должно быть попустительства нарушениям закона, могущим повлечь серьезные аварии  и  техногенные катастрофы.   

Административное приостановление деятельности досрочно прекращается судьей, органом, должностным лицом, назначившими административное наказание в виде административного приостановления деятельности, по ходатайству лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица, если будет установлено, что обстоятельства, послужившие основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности, устранены. Порядок прекращения приостановления расписан в статье 32.12 КоАП РФ.

 «Невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей."

А это мы уже цитируем часть 11 статьи 19.5 КоАП РФ в новой редакции.

Среди внесенных изменений о промышленной безопасности можно просмотреть  очень серьезное дополнение в статью  30.1 КоАП РФ. Часть 1.1  указанной статьи Кодекса  с 01 января 2011 года будет следующего содержания:
 «Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей, может быть также обжаловано в вышестоящий суд должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении».

Это очень важно. Это долгожданные изменения. Сейчас лицо, составившее протокол, далее никак процессуально не может доказывать виновность лица и отстаивать до конца свою правовую позицию. Такое изменение, безусловно, должно повысить качество рассмотрения административных дел, повлечь четкий  контроль должностных лиц  за сроками рассмотрения административных дел и заинтересованность государственных органов и их должностных лиц в заслуженном наказании виновных.   
                                 
                                                                                               До свидания,  до новых встреч.
Интересная статья? Поделитесь с другими: