Пульс закона


ЖИВОТНЫЕ И ПРАВОСУДИЕ (продолжение)

Печать
Материалы нашего сайта о судебных процессах над животными вот уже несколько месяцев пользуются неизменным читательским интересом. Мы решили продолжить тему.

А начнем мы наш разговор с книги. В сборнике Н. Степанова «Юрий Тынянов. Писатель и ученый. Воспоминания, размышления, встречи», изданном в 1966 году в редакции «Молодая гвардия» на странице 135-136 описана работа Ю.Н.Тынянова над сценарием «Обезьяна и колокол» для «Ленфильма».

Внимание писателя к этой теме привлекли многочисленные процессы над животными. В средние суд над животнымивека в Европе происходили суды над быками, свиньями, мышами, даже гусеницами, которые обвинялись в разных преступлениях против человеческого рода. На судах произносились обвинительные речи, во время следствия животные подвергались пыткам, и их мычание или молчание рассматривалось как признание в преступлениях.

Подобные процессы происходили на Руси в XVII веке.

Внимание писателя привлек случай казни при Михаиле Федоровиче обезьяны, забежавшей в церковь и натворившей там беспорядки. Обезьяна была казнена по приказанию монарха.

Среди записей писателя есть и такая: «Вторая жена Алексея Михайловича была разбужена ночью звоном колокола на соседней колокольне. По ее жалобе колокольня была разрушена, а колокол бит кнутом и приговорен к ссылке в Сибирь, но потом колокол был помилован: ему приделаны железные уши, он был повещен на нижнюю колокольню и в него запрещено звонить». Эти два эпизода и послужили основой сценария «Обезьяна и колокол».

О процессе над животными повествует и басня Иван Андреевича Крылова «Щука», написанная в 1830 году.

«На щуку подан в суд донос,

Что от нее житья в пруду не стало;

Улик представлен целый воз,

И виноватую, как надлежало,

На суд в большой лохани принесли».

Судили ее два Осла, две старые Клячи, два иль три Козла; Лиса была прокурором. Суд постановил: виновную повесить на суку, но Лиса – прокурор заявила:

«Повесить мало: я б ей казнь определила,

Какой не видано у нас здесь на веку:

Чтоб было впредь плутам и страшно и опасно-

Так утопить ее в реке». – «Прекрасно!»-

Кричат судьи. На том решили все согласно

И щуку бросили в реку!»

В начале 80-х годов прошлого века жемчужиной итальянской юстиции был назван процесс в интересах пса, длившийся почти два десятилетия.

А дело было так.

Знаменитая в Италии овчарка Докс за годы своей собачей «службы» в итальянской полиции помогла найти и задержать более 500 преступников. В 1961 году она по старости ушла в отставку вместе со своим опекуном вахмистром Джованни Маимоне. Экс-вахмистр продолжил заботиться о Доксе, но потребовал возместить ему расходы на прокорм и уход за старым псом. Власти отказались. Маимоне подал в суд. Разбирательство в различных инстанциях вплоть до высшей - римского апелляционного суда, - продолжалось 18 лет Им занимались 22 судьи. Наконец суд вынесокончательное решение; возместить расходы. После этого газета «Коррьере дела сера» назвала этот многолетний процесс «еще одной жемчужиной итальянской юстиции».

Примерно в эти же годы в Германии суд рассмотрел дело о праве на кваканье. И вынес определение – лягушки вправе квакать, сколько им заблагорассудится. А поводом для такого глубокомысленного судебного определения послужило конкретное гражданское дело.

Сосед собственника озера, измученный непрерывным громким кваканьем, не выдержал и подал в суд. К жалобе он приложил заключение специалистов, согласно которому сила звука легушачьего «концерта» составляет 70 децибелов, что соответствует шуму мопеда, идущего со скоростью 40 километров в час. Увы, не помогло!

Газета «Советская Россия» 28 ноября 1982 года рассказала о том, как попугай помог полиции.
 
Вот как это было описано.

«Необыкновенный случай в криминалистике произошел в бразильском городе Порту-Алегри. Когда полицейские приехали с обыском к одному скупщику краденного, сидевший в клетке в его квартире попугай вдруг начал выкрикивать: «Бабао, Бабао». Под этой кличкой, означающей в переводе на русский «Разиня», полиции был известен некий Жоржи Луис Дос Сантос, преступник, «специализирующийся» на кражах птиц ценных пород. Он был задержан. На допросе уголовник запирался, называл попугая «лжецом», но затем под тяжестью улик во всем признался. Оказалось, что, помимо попугая, он украл у одного из жителей Порту-Алегри 16 птиц редких видов. Благодаря неожиданной помощи попугая они получили возможность вернуться к своему прежнему хозяину».

На сегодня все.

Напоминаем, что наш материал подготовлен с использованием коллекции занимательных юридических фактов, собранной в 80-е годы XX века  кандидатом юридических наук И.И. Загвязинским.
                                                                                              До свидания,  до новых встреч.
Интересная статья? Поделитесь с другими: