Пульс закона


15 МАРТА -ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ. ИЛИ КАК ПОПОЛНИТЬ МЕСТНЫЙ БЮДЖЕТ

Печать
Всемирный день прав потребителей.

А кто такой потребитель по российскому законодательству?

Ответ на этот вопрос мы находим в преамбуле Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992 года (в последней редакции от 23.11.2009 №261-ФЗ).
 
Итак,

«потребитель – гражданин, имеющий намерения заказать или приобрести либо заказывающий и приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно ля личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности».

Одним словом - мы все потребители.

Значит, 15 марта - наш день.

Авторам сайта о правовой культуре (правовом просвещении) импонирует статья 3 названного закона, которая называется: «Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей» и гласит о системном просвещении потребителей о их правах и о необходимых действиях по защите этих прав.

Тема защиты прав потребителя объемна, многообразна, мы к ней еще не раз вернемся. В этом небольшом материале мы лишь обратим ваше внимание, уважаемый читатель, на статью 13 Закона «О защите прав потребителей». Эта статья предусматривает ответственность изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за нарушение прав потребителей.

Какие это могут быть нарушения?

Например, не предоставление услуги или товара, предоставление услуги или товара не в срок, не качественного и т.д.

Так вот.

За нарушение прав потребителя ответственность виновного лица наступает в соответствии с законом или договором.

Обратим внимание, если иное не установлено законом (имеется в виду Федеральный закон), убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пени), установленной законом или договором.

Причем возмещение причиненных убытков, уплата неустойки (пени) не освобождает от выполнения самого обязательства, например, по передаче вещи.

Почему важно не молчать, а требовать назад истраченные денежные средства, скажем за проданную некачественную банку красной икры или плохо работающий мобильный телефон?

Все дело в том, что исполнителю (изготовителю) и т.д., как правило, хочется урегулировать возникший с потребителем конфликт миром, не доводить его до суда. Одна из причин этого (кроме деловой репутации, профессионального имиджа) кроется в пункте 6 статье 13 рассматриваемого Закона.

Он гласит: «При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф (в доход государства) в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителей.

А если с заявлением в защиту прав потребителя выступают общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) или органы местного самоуправления, пятьдесят процентов суммы взысканного штрафа перечисляются указанным объединениям (их ассоциациям, союзам) или органам.

Вот еще один источник (при плохой работе ответчиков, конечно) пополнения местного бюджета!

Теперь, для полноты освещения нормы Закона о штрафе, обратимся к тексту руководящего Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.1994 года № 7 (в редакции от 29.06.2010 года) «О практике рассмотрения дел о защите прав потребителей» («Российская газета» № 230 от 26.11.1994 и «Российская газета» №147 от 07.07.2010) .

Пункт 29 названного Постановления предусматривает, что при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, которые не были удовлетворены в добровольном порядке, продавцом (исполнителем, изготовителем и т.д.) суд взыскивает с ответчика штраф независимо от того заявлялось ли такое требование.

ПОВТОРИМ ТО, ЧТО ВАЖНО!

Штраф при удовлетворении требований потребителя взыскивается судом всегда, не зависимо от того, просили суд, или нет, его взыскать.

Принимая решение о взыскании штрафа, суд в резолютивной части решения указывает о перечислении пятидесяти процентов суммы этого штрафа в пользу общественного объединения потребителей (их ассоциации, союза), предъявившего иск в интересах потребителя, либо органа местного самоуправления, если иск в интересах потребителя был заявлен этим органам.

Р.S. для сведения - официальный сайт Союза Потребителей Российской Федерации http://www.potrebitel.net

                                                                          Держим руку на пульсе закона – так держать.
 
 
Интересная статья? Поделитесь с другими: