Пульс закона


АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР КАК ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Печать
С 1 июля 2011 года вступит в силу Федеральный закон от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".

Цель принятия этого закона - защита государственных и общественных интересов, профилактика новых преступных проявлений со стороны освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений или умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.

Законодатель в первой статье закона дает определение «административного надзора».


Итак.
 
Административный надзор – это осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Административный надзор осуществляется органом внутренних дел по месту жительства или пребывания поднадзорного лица.

Административный надзор ведет к административному ограничению, т.е. к временному ограничению прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы. Такое ограничение устанавливается судом в соответствии с требованиями нового Федерального закона, с которым мы вас сейчас знакомим.

Заявление в суд об установлении административного надзора подает исправительное учреждение или орган внутренних дел.

Порядок рассмотрения заявления об установлении административного надзора регламентирован введенной в Гражданский процессуальный кодекс РФ новой главой 26.2 – «Производство по делам об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

В соответствии со ст. 261.7. ГПК РФ дело об административном надзоре рассматривается и разрешается судьей единолично с обязательным участием лица, в отношении которого подано заявление, а также с участием представителей исправительного учреждения или органа внутренних дел, которыми подано заявление, и прокурора.

Действия (бездействие) органа внутренних дел при осуществлении административного надзора могут быть обжалованы поднадзорным лицом в судебном порядке.

Своим решением суд может удовлетворить или отказать в удовлетворении соответствующего заявления.

Одновременно суд устанавливает и административные ограничения. Суд вправе установить одно или несколько административных ограничений.

По результатам рассмотрения такого заявления, суд устанавливает административный надзор на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством для погашения судимости. А в отношении лиц, имеющих судимость за преступления в отношении несовершеннолетних - на срок, установленный законодательством для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.

Суд при административном надзоре (в соответствии со статьей 4 рассматриваемого Федерального закона) может устанавливать следующие административные ограничения:

1) запрещение пребывания в определенных местах;

2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;

3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;

4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;

5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.

В силу статьи 7 рассматриваемого Федерального закона предусмотрено продление административного надзора судом в связи с совершением поднадзорным лицом в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.

Приведенные положения закона свидетельствуют о важности в вопросах профилактики дальнейших преступлений вовремя и грамотно ставить вопрос о привлечении поднадзорных лиц к административной ответственности за совершаемые ими административные проступки.

Законом установлены также основания и порядок частичной отмены или, наоборот, дополнения административных ограничений, их прекращения, в т.ч. досрочного, права и обязанности поднадзорных лиц, полномочия органов внутренних дел при осуществлении административного надзора.

Так, в судебном порядке административный надзор может быть досрочно прекращен на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица по истечении не менее половины установленного судом срока при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет предусмотренные законом обязанности и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства или пребывания.

Решение суда по делу об административном надзоре может быть обжаловано.

Несколько слов о полномочиях органов внутренних дел при осуществлении административного надзора. Подробно они изложены в статье 12 закона.
 
Мы обратим внимание только на то, что обязаны делать органы внутренних дел при осуществлении административного надзора:

1) разъяснять поднадзорному лицу его права и обязанности, а также предупреждать об ответственности за нарушение установленных судом административных ограничений и за невыполнение предусмотренных настоящим Федеральным законом обязанностей;

2) вести учет поднадзорных лиц в течение срока административного надзора;

3)систематически наблюдать за соблюдением поднадзорным лицом установленных судом административных ограничений и за выполнением предусмотренных настоящим Федеральным законом обязанностей;

4) вести с поднадзорным лицом индивидуальную профилактическую работу, направленную на предупреждение совершения им преступлений и других правонарушений;

5) объявлять и осуществлять розыск поднадзорного лица, освобожденного из мест лишения свободы и не прибывшего без уважительных причин в определенный администрацией исправительного учреждения срок к избранному поднадзорным лицом месту жительства или пребывания, а также розыск поднадзорного лица, самовольно оставившего место жительства или пребывания либо выехавшего за установленные судом пределы территории, если судом ему было установлено такое административное ограничение;

6) заявление об установлении административного надзора по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, не позднее чем за один месяц до истечения срока отбывания осужденным ограничения свободы, назначенного в качестве дополнительного вида наказания, или при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы.

В завершении разговора, уважаемый читатель, сообщаем что, законодателем установлена административная и уголовная ответственность за неисполнение поднадзорным лицом установленных мер административного надзора.

Так, статьей 19.24. КоАП Российской Федерации за несоблюдение административных ограничений предусмотрено административное наказание в виде штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей либо административного ареста на срок до пятнадцати суток, а за невыполнение обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре, - в виде штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

В Уголовный кодекс Российской Федерации также введена новая статья - 314.1. «Уклонение от административного надзора», предусматривающая уголовное наказание в виде обязательных работ на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительных работ на срок до двух лет, либо лишения свободы на срок до одного года.

И еще.

В соответствии с положениями Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» надзор за соблюдением положений нового Федерального закона будет осуществлять прокурор.

                                                                           Держим руку на пульсе закона – так держать.
 

Интересная статья? Поделитесь с другими: