Пульс закона


О РЫБАЛКЕ, АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И СУДЬЯХ

Печать
01.12.2010 года в «Российской газете (№ 271) опубликовано новое Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 ноября 2010 года № 27 «О практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного, прибрежного и других видов рыболовства».  

Ценным  для юристов, работающих в данной сфере правоотношений  (да и, например,  для прокурорских работников),  является то, что  в пункте 1, указанного документа, дан перечень нормативных правовых актов, действующих на сегодняшний день в сфере рыболовства и сохранении водных биологических ресурсов.

Давайте и мы  для вас назовем действующие правовые акты (правда,  перечень не полный, не исчерпывающий). Обращаем внимание студентов- юристов, что правовые акты выстроены строго по юридической силе, сверху вниз.

1.    Федеральный закон №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении  водных  биологических ресурсов».

2.    Федеральный закон №155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и принадлежащей зоне  Российской Федерации».

3.    Федеральный закон №187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации».

4.    Федеральный закон №191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации».

5.     Указ Президента Российской Федерации №950 «О мерах по обеспечению охраны морских биологических ресурсов и государственного контроля в этой сфере».

6.    Постановления Правительства Российской Федерации, принятые в пределах полномочий, определенных Федеральным законом от 20.12.2004 года № 166-ФЗ.

7.    Нормативные правовые акты, принятыми федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции  (например, правила рыболовства).

8.    Законы субъекта Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.

9.    Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъекта Федерации,
принятые ими в пределах своих полномочий, исходя из Федерального закона № 166-ФЗ.

10.    Нормативные правовые акты органов местного самоуправления, в случае предоставления им таких полномочий.


Что касается международных договоров, то  о них Пленум сказал особо в пункте 2, перечислив основные.

В силу части 1 статьи 28.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) после выявления административного правонарушения в данной сфере правоотношений, предусмотренного частью 2 статьи 8.16, частью 2 статьи 8.17 и частью 2 статьи 8.37 КоАП РФ в случае необходимости может быть проведено административное расследование.
 
Для того, чтобы ответить на этот вопрос изучим статью 28.7 КоАП РФ. Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения. Административное расследование по делу об административном правонарушении, возбужденному должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административном правонарушении, по общему правилу проводится указанным должностным лицом. Срок проведения административного расследования один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях этот срок может быть продлен максимально до шести месяцев.

Самое важное(!)
- по окончании административного расследования  составляется протокол  об административном правонарушении либо выносится постановление  о прекращении дела об административном правонарушении.

Пленум  (в рассматриваемом нами постановлении) еще раз подчеркнул, что дела об указанных правонарушениях, производство по которым осуществлялось в форме административного расследования, во всех случаях подлежат рассмотрению судьями районных судов, а не соответствующими органами или должностными лицами ( часть 3 статьи 23.1 КоАП РФ).

При производстве по таким административным делам необходимо устанавливать:
какие именно действия (бездействия) совершены, какие требования нормативных правовых актов нарушены в результате таких действий (бездействий).

Далее Пленум коснулся интереснейших вопросов, связанных с традиционным рыболовством коренных малочисленных народов. Дал подсказку – в каком порядке и  как определять стоимость водных биоресурсов.

Обратил внимание на возможность  применение судом назначения дополнительного наказания – в виде конфискации судна, орудий вылова.

Четко обратив внимание судов на то, что  выводы о необходимости применения (или не применения) конфискации должны быть мотивированы судом в постановлении о привлечении лица к административной ответственности.

В завершение текста постановления Пленум указал, что, делая вывод о малозначительности административного правонарушения, обязательно должны быть учтены, в частности, три момента:

- предмет административного правонарушения (разрешен или запрещен, или ограничен данный биоресурс к вылову),

- орудия, способы рыболовства (запрещенные, ограниченные к применению),

- место совершения (объект общего пользования, или район, где рыболовство запрещено или ограничено).

Судьям предложено принять меры к  профилактике данных административных правонарушений. В этих целях, как указано в пункте 15 Постановления Пленума: «При рассмотрении дел данной категории судьям следует принимать меры к выявлению причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ), и в случае установления таких причин и условий направлять в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представления о необходимости принятия мер по их усмотрению (статья 29.13 КоАП РФ)».       
 
                                                                          Держим руку на пульсе закона – так держать.
 

Интересная статья? Поделитесь с другими: