Пульс закона


ЗАКОН О БЕССРОЧНЫХ ЛИЦЕНЗИЯХ, ВНЕПЛАНОВЫХ ПРОВЕРКАХ И МНОГОМ ДРУГОМ

Печать
04.05.2011 года подписан новый Федеральный закон № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», который приходит на смену Федеральному закону с аналогичным названием № 128-ФЗ от 08.08.2001 года.

Закон начнет действовать в полном объеме через 180 дней после дня официального опубликования за исключением отдельных положений статьи 14, которые уже действуют со дня официального опубликования – с 06.05.2011 года («Российская газета» №97).

Кроме того, с 01 июля 2011 года начнет действовать и очень важная для бизнеса статья 19 нового закона (части 1-13).

Впрочем, давайте обо всем по порядку.

Итак, начнем.

ЦЕЛИ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ


Согласно статье 2 Федерального закона «лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности». Далее подчеркнуто, что «осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается».

ПРИНЦИПЫ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ


Принципов лицензирования законодатель назвал семь.

Давайте, все их перечислим:

-обеспечение единства экономического пространства на территории РФ;

-установление лицензируемых видов деятельности федеральным законом;

-установление федеральным законом единого порядка лицензирования отдельных видов деятельности;

-установление исчерпывающих перечней лицензионных требований в отношении лицензируемых видов деятельности;

-открытость и доступность информации о лицензировании;

-недопустимость взимания с соискателей лицензии и лицензиатов платы за осуществление лицензирования (за исключением государственной пошлины);

-соблюдения законности при осуществлении лицензирования.

В действующем ныне Федеральном законе о лицензировании законодатель называл 6 принципов. Что меняется?

Принципиально подчеркнуто установление видов лицензирования и единого порядка лицензирования только федеральным законом. Добавлено, что перечень лицензируемых видов деятельности должен быть исчерпывающим. В качестве принципа указано - на недопустимость взимания какой-либо платы за лицензирование.

СРОК ДЕЙСТВИЯ ЛИЦЕНЗИИ


В силу пункта 4 статьи 9 рассматриваемого закона лицензия действует бессрочно.

Днем принятия решения о предоставлении лицензии является день одновременно осуществляемых записи о предоставлении лицензии в реестр лицензий, присвоения лицензии регистрационного номера и регистрации приказа (распоряжения) руководителя, заместителя руководителя лицензирующего органа о предоставлении лицензии.

КОГДА ЗАКОН О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ № 99-ФЗ НЕ ПРИМЕНЯЕТСЯ


С этого начинается текст изучаемого нами сегодня Федерального закона. Действие его не применяются к 11 сферам правоотношений.

-атомной энергии;

-производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции;

-защитой гос. тайны;

-деятельности кредитных организаций;

-деятельности по организации биржевой торговли, биржевых посредников и брокеров;

-профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

-деятельности акционерных инвестиционных фондов, деятельности по управлению акционерными инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами;

-деятельности специализированных депозитариев инвестиционных (в т.ч. паевых) фондов и негосударственных пенсионных фондов;

-деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и страхованию;

-клиринговой деятельности;

-страховой деятельности.

ПЕРЕЧЕНЬ ЛИЦЕНЗИРУЕМЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Для того, чтобы ответить на вопрос - нужна ли лицензия на деятельность, которой занимается индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, следует заглянуть в статью 12 нового федерального закона.

Сразу подчеркнём, перечень лицензируемых видов деятельности сокращается по сравнению с действующим законом о лицензировании отдельных видов деятельности.

Исчерпывающий (!) перечень состоит из 49 пунктов. Это, например, фармацевтическая деятельность и производство лекарственных средств; деятельность по утилизации химического оружия; космическая деятельность; оказание услуг связи; телевизионное вещание и радиовещание; частная охранная и частная детективная деятельность; деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и на тотализаторах; деятельность по перевозке пассажиров различными видами транспорта (законодатель их четко перечисляет); разработка и производство средств защиты конфиденциальной информации и другое.

В прежнем законе на момент его принятия перечень лицензируемых видов деятельности включал 105 пунктов. Завершала этот перечень – «образовательная деятельность по образовательным программам». И в новом законе (в пункте 40 статьи 12) мы находим требование о необходимости лицензирования образовательной деятельности (за исключением образовательной деятельности, осуществляемой негосударственными образовательными учреждениями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково»).

КАК ПОЛУЧИТЬ ДУБЛИКАТ ИЛИ КОПИЮ ЛИЦЕНЗИИ


Об этом читаем в статье 17 нового закона.

В случае утраты лицензии или ее порчи лицензиат вправе обратиться в лицензирующий орган, предоставивший лицензию, с заявлением о предоставлении дубликата лицензии и оплатив государственную пошлину.

Если лицензия испорчена, то к заявлению прилагается испорченный бланк лицензии.

Дубликат выдается в течение трех рабочих дней со дня получения заявления о выдаче дубликата лицензии.

В тот же срок по заявлению лицензиата выдается заверенная копия лицензии.

О ЛИЦЕНЗИОННОМ КОНТРОЛЕ


Это, пожалуй, один из важнейших разделов Федерального закона.

По новому закону меняется порядок осуществления лицензионного контроля.

Этому вопросу посвящена статья 19.

ВНИМАНИЕ!

Части 1-13 статьи 19 вступают в силу раньше всего текста закона – с 01 июля 2011 года.

Законодатель указал, что к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения о защите бизнеса. К данным правоотношениям с 01 июля 2011 будут применяться положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Особенности применения Федерального закона №294-ФЗ установлены частями 2 - 10 статьи 19 изучаемого нового Федерального закона о лицензировании.

Например, не требуется согласия прокурора при проведении документарной и выездной проверки при рассмотрении заявления о предоставлении или переоформлении лицензии.

Плановая проверка лицензиата проводится в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок лицензирующего органа.

СОГЛАСОВАНИЕ ВНЕПЛАНОЙ ПРОВЕРКИ С ПРОКУРАТУРОЙ


Внеплановая выездная проверка лицензиата лицензирующим органом с 01 июля 2011 года согласовывается с органами прокуратуры, если основанием для проведения такой проверки послужило поступившее в лицензирующий орган обращение, заявление граждан, в том числе и индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушениях лицензиатом лицензионных требований.

Исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований устанавливается положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Такую проверку (по сигналу о грубом нарушении закона) лицензирующий орган может начать только после согласования с органами прокуратуры.

Читайте закон, будете в курсе ваших прав.

                                                                           Держим руку на пульсе закона – так держать.
 
ПУЛЬС ЗАКОНА

Интересная статья? Поделитесь с другими: