Пульс закона


ОБРАЩЕНИЕ, ЧИНОВНИК…ПРОКУРОР

Печать
«Не отвечает чиновник – идем к прокурору» - так назывался наш материал, размещенный на портале КУЛЬТУРА-ПРАВА.РФ 18 июля 2011 года.

Мы рассказали вам, уважаемые читатели, о том, что 25 июля 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 11.07.2011 № 199-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕРАССМОТРЕНИЕ ОБРАЩЕНИЙ


Итак, указанным Федеральным законом № 199-ФЗ глава 5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнена статьей 5.59 «Нарушение порядка рассмотрения обращений граждан», которой установлена административная ответственность должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления в виде административного штрафа в размере от пяти до десяти тысяч рублей за нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, за исключением случаев неправомерного отказа в предоставлении гражданину и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременного ее предоставления либо предоставление заведомо недостоверной информации, поскольку административная ответственность за данное правонарушение установлена статьей 5.39 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Для того, чтобы граждане на практике воспользовались указанной нормой административного закона и обратились к прокурору за защитой своих прав необходимо знать само законодательство России о порядке рассмотрения заявлений и обращений граждан.

Поскольку прокурорская практика по данному закону еще только-только складывается, мы решили вернуться к теме и более подробно рассказать вам о самом порядке рассмотрения обращений.

ПРАВО НА ОБРАЩЕНИЕ


Право гражданина написать обращение, жалобу, заявление в органы власти и местного самоуправления вытекает из текста российской Конституции и ей гарантируется. Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.

Никого нельзя ограничивать или заставить подать в установленном порядке обращение. Свое право каждый из нас реализует свободно и добровольно. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.

Четкий порядок рассмотрения обращений граждан установлен одноименным Федеральным законом («О порядке разрешения обращений граждан Российской Федерации») №59-ФЗ от 02.05.2006 года, с последующими изменениями, последние из которых от 27.07.2010 года).

ТРЕБОВАНИЯ К ПИСЬМЕННОМУ ОБРАЩЕНИЮ


Они установлены статьей 7 названного Федерального закона. Давайте вместе их перечислим.

Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица (в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов), а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату; в случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

В обращении в форме электронного документа гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме.

ПРАВА ГРАЖДАНИНА ПРИ РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ


При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:

1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;

2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;

4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

ОБЯЗАННОСТИ ЛИЦ, РАССМАТРИВАЮЩИХ ОБРАЩЕНИЕ

Начнем с того, что в силу статьи 9 Федерального закона № 59-ФЗ, все обращения, поступающие в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежат обязательному рассмотрению.

В соответствии с требованиями статьи 10 Федерального закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:

1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;

2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст.11 настоящего Федерального закона;

5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

Ответ на обращение, поступившее в форме электронного документа, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении.

ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ОБРАЩЕНИЙ

Статьей 11 Федерального закона №59-ФЗ определен порядок рассмотрения отдельных обращений.

Например, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии (подчеркнем любом противоправном деянии, например, об административном правонарушении), а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.

Обращение, в котором обжалуется судебное решение, в течение семи дней со дня регистрации возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.

ЕСЛИ ОБРАЩЕНИЕ НЕЦЕНЗУРНО


Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.

ЕСЛИ ОБРАЩЕНИЕ НЕЛЬЗЯ ПРОЧИТАТЬ

Если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

ЕСЛИ ОБРАЩЕНИЕ НЕОДНОКРАТНО РАНЕЕ РАССМАТРИВАЛОСЬ

В том случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.

ЕСЛИ ОТВЕТ НА ОБРАЩЕНИЕ РАЗГЛАСИТ ТАЙНУ


Если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, заявителю сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

При этом надо помнить о том, что если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, гражданин вправе вновь направить обращение в соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления или соответствующему должностному лицу.

СРОКИ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЯ

Письменное обращение рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации. Это общий срок.

В исключительных случаях срок рассмотрения обращения может подлежать продлению не более чем на 30 дней с соответствующим уведомлением об этом заявителя.

ОБРАЩЕНИЕ НА ЛИЧНОМ ПРИЕМЕ

Федеральным законом предусмотрена форма обращения граждан на личном приеме в государственных органах, органах местного самоуправления их руководителями и уполномоченными на то лицами. При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность.

Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

В ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

ВОЗМЕЩЕНИЕ УБЫТКОВ И КОМПЕНСАЦИЯ МОРАЛЬНОГО ВРЕДА

Гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.

В свою очередь, если гражданин при направлении обращения злоупотребил своим правом, указал в обращении заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с рассмотрением обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом, могут быть взысканы с данного гражданина по решению суда.

БЕЗОПАСНОСТЬ ГРАЖДАНИНА В СВЯЗИ С ЕГО ОБРАЩЕНИЕМ


Статьей 6 Федерального закона предусмотрены гарантии безопасности гражданина в связи с его обращением.

Так, запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц.

При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. При этом, не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Одной из гарантий безопасности заявителя является предусмотренный законодательством запрет - направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие), которых обжалуется.

Впереди выборы. Как правило, в этот период времени всегда повышается активность граждан, она выражается и в том, что перед органами власти и местного самоуправления четко, а порой и остро ставятся наболевшие вопросы. Важно услышать друг друга и действовать в точном соответствии с законом, проявляя правовую культуру.

                                             До свидания, до новых встреч на портале КУЛЬТУРА – ПРАВА.РФ!
 
Дополнительно к данной статье рекомендуем прочитать на нашем портале материалы:
 
Интересная статья? Поделитесь с другими: