Пульс закона


Российская прокуратура: XIX век.

Печать
Державин- поэт, Державин- прокурор.
Речь в нашем материале (который, надеемся, будет востребован студентами и школьниками!) пойдет о министре-юстиции, генерал-прокуроре тех лет Гаврииле Романовиче Державине.
В оде «Властителям и судиям» Державин сам рисует идеал государственного деятеля:

        Ваш долг есть: сохранять законы,
        На лица сильных не взирать,
        Без помощи, без обороны
        Сирот и вдов не оставлять,
        Несчастливым подать покров,
        От сильных защищать бессильных,
        Исторгнуть бедных из оков.
        Воскресни, Боже! Боже правых!
        И их молению внемли:
        Приди, суди, карай лукавых
        И будь един царем земли!

     Прежде всего, каждый из нас знает Г.Р. Державина как поэта, выдающегося русского поэта. С момента написания в 1872 году оды «Фелица» его имя гремит в России. В его одах живет душа  умного, ироничного человека, гражданина, неравнодушного к судьбе отечества.

    Его путь общественного деятеля непрост: высокие назначения чередовались с приказами об увольнении.
    После военной службы в Преображенском полку, перейдя в «мирный» штат, молодой дворянин в 1784 году назначен  губернатором в одних землях, однако рассорился с наместником. На следующий год переведен губернатором в Тамбов. За период губернаторства он открывает в Тамбове театр и народное училище, типографию, способствует созданию народных школ в губернии. Но в этот  же период, он из-за горячности и самостоятельности в суждениях ссорится с наместником.

    Екатерина II так говорила о Державине: «Я ему сказала, что чин чина почитает. В третьем месте не мог ужиться, надобно искать причину в самом себе. Он горячился и при мне. Пусть пишет стихи».

    И все-таки образованность, ум, деятельный характер пробивали Державину дорогу среди прочих вельможных особ.
    12 декабря 1791 года он получил место  статс-секретаря императрицы, а в сентябре следующего года стал сенатором и одновременно исполняющим обязанности  президента Коммерц-коллегии. И опять, нажил много врагов из-за своего правдолюбия, не угодил императрице и был отставлен от службы.

    В дальнейшем при императоре Павле I Державин вначале оставался сенатором, в августе 1800 года вновь возглавил Коммерц-коллегию, затем государственное казначейство и стал членом государственного Императорского Совета.

     И опять падение - 12 марта 1801 года новый император Александр I уволил Державина Г.Р. со всех должностей, оставив лишь сенатором. Однако в связи с преобразованием государственного аппарата 8 сентября 1802 года вновь взлет в судьбе Державина. Он назначается первым в истории России Министром юстиции с одновременным выполнением функций     генерал –прокурора.

     В этой должности Державин прослужил один год и, как он сам писал, «держась сильно справедливости, не отступал от нее не на черту, даже в годность самого императора».
При отставке на прямой вопрос, за что его увольняют, император откровенно сказал: «Ты очень ревностно служишь». На что Державин ответил:
 
«А раз так, государь, то я иначе служить не могу. Простите».  
… Что первый я дерзнул 
В забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте  беседовать о Боге
И истину царям с улыбкой говорить.

     Эти строчки, пожалуй, девиз жизни, служения и творчества Г.Р. Державина. В  памяти потомков он  остался жить и как поэт, «отец всех поэтов», и как видный российский государственник, удостоенный многих государственных наград.

      Вот, что писал Державин о законах:
«Хорошие законы могут исправить заблуждение в душе, счастливо рожденной и невоспитанной, но они не могут добродетельно оплодотворить худое сердце».
Может быть,  Гавриил Романович  заблуждался, но он в это искренне верил.    
            
     Материал подготовлен на основе одноименной публикации в книге «Прокуроры Приморья», под общей редакцией прокурора Приморского края, государственного советника юстиции 2 класса Ю.П.Хохлова.