Пульс закона


ГОРОЖАНЕ НЕ ТРЕБУЮТ ВОЛШЕБСТВА

Печать
Первые результаты деятельности созданной три месяца назад городской общественной палаты уже можно ощутить на себе. По инициативе членов палаты в автобусах малой вместимости, где нет кондукторов, ввели систему предоплаты. Да, не все пассажиры сразу поняли, для чего это надо. А многие и вовсе возмутились, потому что не привыкли оплачивать проезд при входе в маршрутку.
 
Однако только так — получив билет в самом начале поездки — пассажиры могут защитить свои права.
 
Тема номер один
 
— Казалось бы, мелочь — билетик. Но именно этот документ, согласно Гражданскому кодексу России, гарантирует, что с нами заключен договор перевозки, — объясняет председатель городской общественной палаты Ольга Загвязинская.
 
— А значит, мы застрахованы и всегда сможем доказать, в какое время, по какому маршруту и на каком транспортном средстве ехали. Кроме того, благодаря такой системе удастся избежать спорных конфликтных ситуаций, когда человек заходит в автобус, не имея денег или средств на транспортной карте. Вопрос о том, готов ли водитель провезти такого пассажира бесплатно, должен решаться заранее, чтобы впоследствии не возникло взаимных претензий. Как в нашумевшей в конце прошлого года истории с ребенком.
 
Тему общественного транспорта городская палата подняла во весь рост на первом же заседании, которое прошло 27 января. Основой разговора стали факты травмирования пассажиров, среди которых есть и со смертельным исходом; лихие гонки автобусников по городу; разговоры по мобильному телефону за рулем и тому подобное. Практически у каждого было что сказать по этому поводу. Вспомнили личные впечатления и жалобы горожан на грязь и неприятный запах в салонах автобусов, нестабильную систему обогрева, нарушения водителями правил дорожного движения, хамство кондукторов и неопрятный внешний вид некоторых из них.
 
— Но справедливости ради надо сказать, что у нас в городе немало и положительных примеров того, какими должны быть работники общественного транспорта, — добавляет Ольга Анатольевна. — В одном из автобусов я видела кондуктора, на одежде которой был бейджик с фамилией, именем и отчеством. Согласитесь, гораздо приятнее, когда знаешь человека по имени. Пассажиры улыбались кондуктору и приветствовали ее, а она в ответ желала всем хорошего дня.
 
Общественники ратуют за то, чтобы персонифицировать каждого водителя и кондуктора. В таком случае они будут нести личную ответственность за свои ошибки в работе, если допускают их. И, что тоже немаловажно, смогут получить благодарность — если делают свою работу на отлично. — Это опыт еще советского времени — поощрять отличившихся работников. Мы предложили к нему вернуться, — говорит Ольга Загвязинская.
 
— И уже в мае совместно с городской администрацией планируем наградить благодарственными письмами водителей и кондукторов, которые этого заслужили. Но, кроме пряников, представители палаты поддерживают и идею кнута. Например, инициативу городской администрации и Госавтоинспекции наклеить на все автобусы листовки со слоганом «Я нарушил ПДД? Сообщи в ГИБДД!» и адресом, куда можно направить видеозапись нарушения. Воспитательный эффект, по мнению членов общественной палаты, имеет и обнародование списков недобросовестных перевозчиков.
 
Правда, обсуждение темы повлекло за собой новые вопросы: а соответствует ли заработная плата водителей и кондукторов тем требованиям, которые к ним предъявляют? И проводят ли обучение работников общественного транспорта тому, как избежать конфликтных ситуаций? В общем, вопросы еще есть, и их немало. А значит, к теме предстоит вернуться. Возможно, не раз.
 
Решаемые вопросы
 
По словам Ольги Загвязинской, это должно стать стилем работы общественной палаты — возвращаться к обсуждаемым вопросам. Либо, чтобы убедиться, что они решены окончательно. Либо, чтобы приложить дополнительные усилия к их решению.
 
— Но надо понимать, что ни общественная палата, ни какие-либо общественные советы сами не должны решать проблемы, входящие в компетенцию органов местного самоуправления. Это будет превышением полномочий, и не предусмотрено действующим законодательством, — присоединяется к разговору член городской общественной палаты Ярослав Ильин.
 
— Наша задача: при помощи гражданского общества обозначить эти проблемы и вынести их на обсуждение. Хотя, по мнению Ярослава Владимировича, иной раз проблема получается из ничего. Точнее, из-за того, что к людям просто вовремя не вышли и не объяснили, почему было принято то или иное решение. — Eсли разобраться, то люди не задают сложных вопросов, — говорит Ильин. — Все вопросы, которые нас волнуют, — решаемы. И ответы на них должны быть конкретные и своевременные. Например: собираетесь строить дорогу? Скажите людям — когда. Не собираетесь? Объясните — почему. Горожане не требуют волшебства, им нужна конкретика.
 
Ольга Загвязинская подтверждает: за прошедший год ей и ее коллегам довелось повстречаться с сотнями людей, которые высказывали разные мнения, что-то предлагали, что-то критиковали. И она не припомнит ни одного неадекватного предложения. Было однажды — подошел пьяный с невразумительной тирадой, но это уже совсем другая история.
 
Историю же городской общественной палаты ее представители намерены продвигать по дороге с двусторонним движением, по которой власть идет навстречу гражданскому обществу. И наоборот. Власть, кстати, общественников в этом поддерживает. На первом заседании городской общественной палаты глава городской администрации Александр Моор сказал, что палата должна критиковать и предлагать пути решения вопросов.
 
И пусть она станет площадкой, на которой будут аккумулироваться и продвигаться гражданские инициативы. Рассчитывают члены палаты и на поддержку депутатов. А сами, в свою очередь, всегда готовы дать экспертную оценку реалий, касающихся любой сферы жизнедеятельности (в состав общественной структуры входят представители разных профессий и возрастных категорий). И обеспечить связь власти с гражданами.
 
Для справки: Ольга Загвязинская — советник ректора ТюмГУ, заслуженный юрист РФ, почетный работник прокуратуры РФ, почетный работник охраны правопорядка Тюменской области. Ярослав Ильин — председатель общественного совета при региональном управлении Роспотребнадзора, юрист, куратор проекта «Открытая школа права».
 
"Тюменский курьер" № 35 (4506) 31.03.2017 Автор: Мария Самаркина
 
 
 
 
Интересная статья? Поделитесь с другими: