Пульс закона


ЗАКОНОДАТЕЛЬ О ЛЕСНЫХ ПОЖАРАХ

Печать
Больше года назад (21 апреля 2011 года) на нашем сайте, уважаемый читатель, был опубликован материал:«Продолжая тему лесных пожаров…», а чуть раньше (26.03.2011 года) материал: «Миллион за пожар в лесу. Берегите природу – мать Вашу!». Сегодня для Тюменской области, да и для всей России в целом, тема лесных пожаров вновь актуальна, поэтому предлагаем обсудить некоторые юридические аспекты лесных пожаров.
 
Борьба с огнем последние дни стала темой передовиц областных изданий; пресс-служба губернатора региона постоянно публикует самую свежую информацию оперативного штаба по борьбе с лесными пожарами; она похожа на сводки боевых действий, число возгораний лесных угодий каждые сутки исчисляется десятками.
 
В лесах Заводоуковского, Ялуторовского, Тюменского, Голышмановского, Омутинского районов Тюменской области при патрулировании должностными лицами лесоохранных учреждений выявлено наибольшее количество нарушителей.
 
На этом фоне активную надзорную и профилактическую деятельность развернула и прокуратура Тюменской области. Вот и авторы портала задаются вопросом, а что еще можно сделать, чтобы сохранить нашу уникальную флору и фауну?
 
Как помочь природе?
 
Для этого давайте хотя бы изучим вместе нормативные правовые акты о профилактике лесных пожаров.
 
Итак!
 
Перед нами Постановление Правительства Тюменской области от 20 апреля 2012 года №150-п «О введении особого противопожарного режима». Такой документ в соответствии со статьями 19 и 30 ФЗ от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст. 64 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» был подписан Губернатором Тюменской области В.В.Якушевым незамедлительно, не дожидаясь остроты ситуации.
 
В пункте 2 данного документа читаем: «На период действия особого противопожарного режима: запретить гражданам посещение лесов (за исключением граждан, трудовая деятельность которых связана с пребыванием в лесах);
 
Надо отметить! В пункте 5 изучаемого постановления работодателей граждан, трудовая деятельность которых связана с пребыванием в лесах, обязывают уведомлять соответствующих должностных лиц о маршрутах следования, времени и месте проведения работ.
 
Читаем далее пункт 2. Запретить разведение костров, поджигание сухой травы, мусора; Запретить организация независимо от организационно-правовой формы проведение пожароопасных работ (в том числе поджигание сухой травы (сельскохозяйственные полы), мусора).
 
Необходимо теперь обеспечить соблюдение данных запретов. В этом поможет и специальная статья в Кодексе Тюменской области об административных правонарушениях.
 
Цитируем! Статья 3.19. Невыполнение нормативных правовых актов Тюменской области, устанавливающих ограничения пребывания в лесах в Тюменской области.
 
Она гласит: «Невыполнение нормативных правовых актов Тюменской области, устанавливающих ограничения на пребывание граждан в лесах в Тюменской области в соответствии с законодательством Российской Федерации,- влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей»...
 
Внимание! Возбуждают такие административные дела, прежде всего, полицейские. Традиционно активно привлекаются к профилактической работе Главы муниципальных образований.
 
Прокурорский опыт прошлых лет показывает, что хороший   результат дает даже оперативное селекторное совещание с   участием глав территорий, представителей МЧС,   полиции, прокуратуры и регионального правительства.

Повышается личная ответственность, она персонифицируется, спрятаться за спину других ответственных лиц не удается, все «прозрачно»…
 
Организуется дежурство должностных лиц органов местного самоуправления, патрулирование населенных пунктов и прилегающих территорий. Там где это необходимо привлекается малая авиация. Эта работа всегда дает положительный эффект, даже с профилактической точки зрения, в том числе, с целью выявления несанкционированных свалок и принятия мер к их ликвидации, поскольку и они (стихийные свалки) могут запросто стать источником лесного пожара вблизи населенного пункта.
 
Выкосить траву вдоль дорог, чтобы брошенный кем-то на ходу окурок не стал причиной большой беды; проверить как опаханы поля и подъезды к ним, имеются ли противопожарные разрывы и минерализованные полосы, обеспечить наличие и готовность противопожарной техники возможность ее беспрепятственного подъезда к очагам возгорания; под особый контроль взять объекты жизнеобеспечивающей инфраструктуры – трубопроводы, например, и т.д.
 
Этот перечень можно продолжать достаточно долго.
 
Главное!
 
1. Работать в едином режиме, преодолев ведомственную и территориальную разобщенность. При этом, постоянно поддерживать связь с соседними субъектами Российской Федерации, чтобы вовремя, еще на их территории профилактировать неблагоприятные последствия возгорания.
 
2. Соблюдать основные российские Законодательные акты. Например, Российские Правила пожарной безопасности в лесах в соответствии со статьей 53 Лесного Кодекса РФ утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 года № 417 (последняя редакция от 26.01.2012 года). Процитируем некоторые нормы данных Правил. «В период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова в лесах запрещается»: Например, «бросать горящие спички, окурки и горячую золу из курительных трубок, стекло (стеклянные бутылки, банки и др.)». «Запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором».
 
Обратим внимание!
 
С апреля прошлого года на общероссийском уровне вслед за Лесным кодексом Российской Федерации действует достаточно емкий и четкий нормативный акт - Постановление Правительства РФ № 281 «О мерах противопожарного обустройства лесов».
 
Читаем к мерам противопожарного обустройства лесов относятся: прочистка просек, эксплуатация пожарных водоемов и подъездов к источникам водоснабжения; благоустройство зон отдыха граждан, пребывающих в лесах; создание и содержание противопожарных заслонов и устройство лиственных опушек;установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах.
 
И еще!
 
Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах предусмотрена статьей 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Она может быть до миллиона рублей на юридических лиц. Но никакие меры ответственности не помогут, если в процесс по наведению порядка в лесных массивах активно не включится общественность.
 
НАШИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ!
 
Каждый из нас может внести свой посильный вклад в общее дело сохранение лесов от пожара:  сообщить о факте лесного пожара по телефону 01 или 112;  заниматься просвещением своих друзей и знакомых;  не выжигать сухую траву, в том числе, на дачных участках, в садах и огородах; - двигаясь по трассе на автомобиле не выбрасывать догорающие окурки «за борт». А сейчас следует воздержаться самим и отговорить знакомых от поездок в лес и…, думаем, этот перечень наши уважаемые читатели могут продолжить самостоятельно. Берегите себя и нашу природу!
 
 
Дорогие читатели, также предлагаем вашему вниманию информацию о практике прокурорского надзора за соблюдением законодательства в  сфере обеспечения пожарной безопасности в лесах.
Рассказывает старший прокурор отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Тюменской области Ольга Копьева.  
 
 
 До свидания, до новых встреч на портале КУЛЬТУРА-ПРАВА.РФ!
 
Каждый из нас может внести свой посильный вклад в общее дело сохранение лесов от пожара: - сообщить о факте лесного пожара по телефону 01 или 112!
 
 

Интересная статья? Поделитесь с другими: